Есть над чем поразмыслить. Вторая мировая война отгремела, Восточный блок образовался и развалился вместе с Союзом, а речь можно вести едва ли не теми же словами. За пять лет меняется все, за 70 — ничего.
Николай Бердяев. «Существует ли в Православии свобода совести?»
Ну, для завязки разговора — что вы вообще думаете о свободе? Высшая ценность? Или это американцы придумали, чтоб денег не платить? Что это вообще такая за штука и для чего она нужна?
Николай Бердяев. «Существует ли в Православии свобода совести?»
От Г.П. Федотова требуют, чтобы он был "национально мыслящим", хотя его менее всего можно заподозрить в сочувствии интернационализму. Нет ничего отвратительнее самого выражения "национально мыслящий". Мы знаем, что значит быть "национально мыслящим": на практике это значит быть бесчеловечным, корыстолюбивым, насильником, ненавистником, провокатором войны, и часто войны против собственного народа. Мир погибает сейчас от национализма, он захлебнется в крови от "национально мыслящих". Церковь должна была бы осудить национализм, как ересь жизни, и католическая церковь к чести своей близка к этому осуждению. Национализм есть язычество внутри христианства, разгулявшиеся инстинкты крови и расы. Христиане, которые не предают Христа и Евангелия (большая часть христиан предает), не имеют права быть "национально мыслящими", они обязаны быть "универсально-мыслящими", быть согласными с евангельской моралью и уж во всяком случае с моралью человеческой. Да и у современных "национально мыслящих" ничего национального нет, они совсем не дорожат национальной культурой, например, русские "национально мыслящие" совсем не дорожат традициями русской литературы, немецкие "национально мыслящие" не дорожат традициями немецкой философии. О русских "национально мыслящих" в эмиграции лучше и не говорить, они с большой легкостью отдают Россию ее смертельному врагу Гитлеру. Ген. Франко тоже считают "национально мыслящим", хотя он вел истребительную войну против своего народа при помощи итальянцев и немцев. Стыдно произносить слова "национально мыслящий", "национальная политика", до того низкие вещи за этим скрыты. Есть только один критерий христианского отношения к политике - человечность, т. е. свобода, справедливость, милосердие, достоинство личности. Коммунизм подлежит христианскому суду не за то, за что его судят "правые" и "национально мыслящие", а за отрицание человечности и свободы, за отсутствие милосердия и за жестокость. "Национально мыслящие" сами охотно уничтожили бы всякую свободу, нисколько не считались бы с достоинством человека и наверное проявляли бы не меньшую жестокость. Уродливые проявления русской коммунистической революции есть прежде всего вина "правых" и "национально мыслящих" старого режима.
Есть еще одно обвинение против Г.П. Федотова: он интеллигент. По-видимому то, что он "не национально мыслящий" и с "левым" уклоном, объясняется его природой интеллигента. Обскурантская реакция против революции превратила слово интеллигент и интеллигенция в ругательные. Особенно невежественная часть молодежи, которая не знает ни смысла, ни истории употребляемой терминологии, не сомневается в том, что очень плохо быть "интеллигентом". Но пора прекратить это безобразие. Что противополагается "интеллигенции"? Прежде всего органические сословия: дворянство, духовенство, купечество, мещанство и еще чиновничество. Русская интеллигенция имела немало недостатков и в свое время я не раз ее критиковал, когда это еще не означало бить лежачего. Но сословия эти защищали свои корыстные интересы, погружены были в ограниченный быт, отличались рабьей покорностью перед сильными мира сего. Интеллигенция же по-своему искала правды и справедливости, боролась за достоинство человека, за свободу народа, не охраняла никаких классовых интересов и возвышалась над классовой ограниченностью. Правда, из русского дворянства XIX века вышли люди, поражающие своим бескорыстием, преодолевающие предрассудки и интересы своего класса, участники освободительного движения. Из дворянства вышли и творцы великой русской литературы. Но тогда они превращались в интеллигентов и сливались с интеллигенцией, в которой были выходцы из разных классов. Я более имею оснований гордиться тем, что я "интеллигент", т. е. искал истины и правды, чем своим дворянским происхождением. Когда говорят, что православный должен быть "национально мыслящим" и не должен быть "интеллигентом", то всегда хотят охранить то старое язычество, которое вошло в православие, с которым оно срослось и от которого не хочет очиститься. Люди такой формации могут быть очень "православными", но они очень мало христиане. Они даже считают Евангелие баптистской книгой. Они не любят христианства и считают его опасным для своих инстинктов и эмоций. Бытовое православие и есть язычество внутри христианства.
В действительности, совесть перенесена на коллективы, совсем как в коммунизме, и на отвратительные мракобеснореакционные коллективы и на их желтую прессу. Но никакая коллегия не смеет посягать на священные права человека, на свободу человека. Свобода реально существует у нас лишь в "модернизме", лишь в течении, стремившемся к реформе, начиная с Хомякова, и, к несчастью, задавленном течением реакционным официальной церковности, казенного православия. Пора правду сказать на площадях, ничего не скрывая и не замазывая, правду бестактную. Православие нуждается в реформе и без реформы оно начнет разлагаться и выделять трупные яды. То, что называют "истинным", "ортодоксальным" православием, и есть это разложение, омертвение. Реформа совсем не означает реформы типа лютеранского или кальвинистического, она будет иной. Но свободу духа, свободу совести, свободу мысли она будет защищать более чем Лютер и Кальвин, которые защищали ее недостаточно и непоследовательно. Реформа начнет с признания верховенства личной совести, не поддающейся отчуждению и экстериоризации, т. е. свободы духа и независимости духовной жизни от влияния "царства Кесаря". Соборность не имеет никакого смысла, если она не заключает в себе свободы духа и личной совести. Без свободы соборность есть внешний авторитарный коллективизм.
Ну, для завязки разговора — что вы вообще думаете о свободе? Высшая ценность? Или это американцы придумали, чтоб денег не платить? Что это вообще такая за штука и для чего она нужна?
Tags:
(no subject)
2013-04-29 03:36 (UTC)(no subject)
2013-04-29 03:46 (UTC)(no subject)
2013-04-29 03:52 (UTC)свобода как ценность высоко сидит: "осознанная необходимость" - i.e. кроме нее ничего необходимого нет.
(no subject)
2013-04-29 04:21 (UTC)Американское определение свободы (чтобы денег не платить) порочно, ибо оно разделяет различные ограничения на свободу (почему я не могу делать, что хочу) по произвольному признаку и отказывается признавать часть из них ограничениями. Нет никакого резона считать, что человек, которому партия и правительство запретило решать кроссворды (если он хочет делать именно это) -- не свободен, а человек, который не может решать кроссворды, потому что надо зарабатывать на хлеб, а за кроссворды не платят -- свободен.
Всё! Не густо, правда?
... Онегин: Я с кровать не встану! ...
(no subject)
2013-04-29 04:24 (UTC)(no subject)
2013-04-29 04:47 (UTC)(no subject)
2013-04-29 04:48 (UTC)(no subject)
2013-04-29 05:06 (UTC)(no subject)
2013-04-29 05:08 (UTC)(no subject)
2013-04-29 05:18 (UTC)так маугли "не бывает" или "feral children"? или вы думали что я знаю про маугли и не знаю про "реальность"?
просил же без фигни.
(no subject)
2013-04-29 05:49 (UTC)(no subject)
2013-04-29 06:04 (UTC)(no subject)
2013-04-29 06:14 (UTC)Серьезно — тут понять бы, в самом ли деле и в какой степени свобода является причиной такого положения вещей.
Re: Высшая ценность?
2013-04-29 06:24 (UTC)P.S. Безусловно, стремлением к свободе, человеческие стремления не ограничиваются.
(no subject)
2013-04-29 07:00 (UTC)(no subject)
2013-04-29 07:01 (UTC)прощу не считать возражением или типа того
(no subject)
2013-04-29 07:28 (UTC)Впрочем, такое определение свободы субъективно не только и не столько потому, что хотелки могут быть разными, сколько из-за того, что аналитический аппарат и фундаментальные знания сильно варьируются от субъекта к субъекту и могут приводить к противоположным выводам о том, является данная хотелка непротиворечивой.
Re: Высшая ценность?
2013-04-29 07:40 (UTC)Для вас естественно преодолевать ограничение землей снизу?
Не знаю там, на голову встать?
Если вы встанете на голову вы будете более свободны, или менее?
(no subject)
2013-04-29 07:48 (UTC)А ближе всего к абсолютной свободе желание "Ничего". Как у Олдей в "Бездне голодных глаз":
"- Чего ты хочешь?
- Ничего.
Это был совершенно неправильный японец".
А к "настоящей", то есть неприкладной свободе даже стремиться не получится. Во всех классических текстах любое стремление это привязанность. И такая интерпретация не на пустом месте растет, а, вроде как, вымучена длительным человеческим опытом. Получается что стремление к свободе - бессмысленное словосочетание вне отрицательного контекста. Улюлю.
Re: Вас земля снизу не ограничивает?
2013-04-29 07:54 (UTC)(no subject)
2013-04-29 07:55 (UTC)Да можно и приравнять. "Свобода" сама по себе настолько абстрактное и бессмысленное слово-божок как и "ценность". Так что противоречий не вижу.
А если серьезно, то вот есть словосочетание "права и свободы".
Это по сути своей шикарнейший эвфемизм для слова "ограничения", диктующий, к тому же, дальнейший текст в ключе "можно это".
Права это "можно взять..."
Свободы это "можно отказаться..."
Вот и вся песня.
(no subject)
2013-04-29 07:59 (UTC)Аналогия — математика. Там из фиксированного базиса можно вывести бесконечное множество теорем, а каждая теорема (в классической логике, где имеет место правило двойного отрицания) может быть переформулирована в виде «не бывает так-то». Базис при этом будет играть роль физических ограничений, заданных заранее.
(no subject)
2013-04-29 08:04 (UTC)Отлично сказано! Почему-то не гуглится, собственный креатив?
(no subject)
2013-04-29 08:05 (UTC)(no subject)
2013-04-29 08:06 (UTC)В рамках.
Свободны.
Адсолютно!
Бгг.