fregimus: (Default)
[personal profile] fregimus
Проект Blue Brain ведется совместно École Polytechnique Fédérale de Lausanne и IBM. Цель проекта — создание биологически достоверной, функциональной модели мозга. Проект начался в 2005 году. Первая фаза, заявленная тогда и успешно завршенная в 2006 году — создание биологически достоверной модели кортикальной колонки, базовой «микросхемы» коры головного мозга млекопитающих.



Мозг млекопитающих (включая человека) содержит структуру, которой не было у биологических предшественников семейства: неокортекс, или «новую кору». Эта структура представляет собой слой нервной ткани, расположенной на внешней поверхности мозга (отсюда название «кора»). Толщина коры у человека — всего около 2 мм, но площадь ее довольно велика. Неокортекс отвечает за зрение, осязание, моторику, а у человека — еще и за мышление. Эта структура состоит по глубине из шести слоев клеток, а по площади из огромного множества колонок — шестислойных ячеек, обеспечивающих обработку информации. Колонка неокортекса диаметром в 0,5 мм включает в себя порядка 10000 нейронов и 30 миллионов соединений между ними — синапсов — причем нейроны эти разных типов, и исполняют разные функции.

Чтобы получить достоверную модель ионных каналов нейрона — а ионный канал играет роль проводника между нейронами — инженеры проекта построили автоматического лаборанта. Этот робот подсоединяет проводники датчиков к одной клетке, которая затем подвергается различным биохимическим воздействиям. Чтобы собрать необходимое количество данных, робот работал круглосуточно в течение полугода.

Когда модели нейронов были готовы, их соединили в точную копию колонки двухнедельной крысы. Специальный алгоритм располагал нейроны в пространстве в соответствии с принципами расположения живых нейронов, и соединял их так же, как соединяются в мозге настоящие нейроны. Все 10000 соединений и 30 миллионов синапсов в результате этого долгого вычисления «заняли свои места».

На входные соединения построенной колонки стали подавать такие же сигналы, какие приходят на настоящую колонку крысиного мозга. И… произошло вычислительное чудо: модель стала развиваться в точности так, как развивается живая колонка мозга! Нейроны синхронизировались, новые синапсы появлялись и отмирали точно так же, как это происходит в мозге мыши. Модель ожила.

Работает эта модель на параллельном суперкомпьютере IBM Blue Gene/L с 8192 процессорами общей производительностью «всего» 22,8 TFLOP, то есть триллионов вычислений в секунду. «Всего» — потому что старшие модели семейства нового поколения Blue Gene/P уже превзошли по производительности рубеж в 1 PFLOP. Приставка пета- означает 1015, или миллион миллиардов вычислений в секунду.

В ноябре прошлого года было объявлено о завершении первой фазы проекта, выполнившей все три заявленные цели: разработка среды моделирования для автоматического конструирования нейронных цепей; процесс моделирования и калибровки, который поддерживает модель биологически достоверной; и, наконец, собственно биологически точная модель крысиной неокортикальной колонки.

Зачем нам нужна точная модель крысиного мозга? Во-первых, снимать данные с реального мозга очень сложно. Можно подключиться к нескольким нейронам, но это сопряжено с тончайшей нейрохирургией. Во-вторых, мы можем снимать данные с модели мозга в любом объеме — записывать активность любого количества нейронов сразу. Но это — гигабайты данных в секунду. Здесь поможет в-третьих: любой эксперимент с вычислительной моделью можно повторить с любого места, если потребуются дополнительные данные. Все параметры всех нейронов перед исследователем, равно и легко доступны. Ничего и близкого к такой доступности информации при исследованиях на живых крысах у нас нет.

Сегодня ученые работают над уточнением алгоритма «строительства» колонки, чтобы не только работа колонки, но и ее структура порождалась в соответствии с генетической программой живой нервной ткани. Это даст нам ключ к пониманию генетических нарушений структуры нервной ткани, а, значит, будет шагом к ее исправлению, лечению тяжелых наследственных нервных нарушений.

Сегодня уже работает модель целого крысиного мозга — правда, на упрощенных «нейронах»; это не полная биохимическая модель. Пока ее скорость в 10 раз меньше, чем требуется для управления крысиным роботом в реальной среде.

А завтра? В течение 10 лет мы получим модель мозга, равного по величине человеческому. Разовьется ли в нем сознание и мышление? Мы не знаем. Но очень интересно было бы узнать!

* * *

Веб-сайт проекта. // Картинки и фильмы. // Библиография.

Научно-популярные публикации:

J. Lehrer. Out of the Blue. SEED, March 2008.

D. Graham-Rowe. A Working Brain Model. MIT Tech. Rev., Nov. 2007
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

fregimus: (Default)
fregimus

March 2014

S M T W T F S
       1
2 3456 78
910 1112 131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Most Popular Tags

Page generated 2025-12-24 11:35

Expand Cut Tags

No cut tags