Руска шыколат
2010-11-23 02:35С удивлением обнаружил, что в Сети орхитекторы встречаются в два с половиной раза чаще, чем Калиманжаро. Если второе слово еще вполне ожидаемо — иностранное название, которое на слух вполне можно записать и так, и этак — то орхитекторы загадочны. В особенности удивляет объявление, где орхитектор ищет делового портнера. Казалось бы, трудно поверить, что архитектор не знает, как пишется название его профессии, но другого объяснения орхитектурному феномену у меня, к сожалению, нет.
В связи с чем вспомнил одно свое эссе, посвященное борцам с химерой литературного языка, на которое несколько раз случалось в последнее время ссылаться.
Кого не убеждает, объясню пользу от нормы проще: «шыколат» можно написать, самое меньшее, двумя десятками способов. Соответственно, гугол с яндексом при поиске шыколата в Сети делаются бесполезны — если уж торгуете шыколатом, то выгоднее писать его единообразно. Именно выгоднее.
И еще вспомнил недавно прочитанную запись в журнале
vespro:
http://vespro.livejournal.com/725772.html
…Мою национальность переписчик записал как "РУСКА".
Когда я указала ему на то, что в этом слове есть еще две буквы, он растерялся. Узнав, как пишется слово "РУССКАЯ", он покраснел, и сказал, что надо бы везде исправить.
Потом он спросил, каким по счету является месяц май, ибо там ему надо было написать день рождения мужа - не букоффкаме, а цыферькаме.
Когда в рубрике про известные мне языки он написал "ОНГЛ.ЯЗ", я всерьез заинтересовалась, и попросила записать, что знаю еще и то, что он определил как "итОлянский".
Тут я и начала расспрашивать.
СТУДЕНТ, дамы и господа.
ВТОРОЙ КУРС.
Академия Бизнеса (Это примерное название, он мне и точное название сказал, но я не хочу мальчика позорить).
ЕГЭ сдавал. Как минимум - по русскому.
Фурсенка, как родную тебя спрашиваю - ТЫ ДОВОЛЬНА?!
∎
Уточнения самой vespro в комментариях: юноша родился в России, родной язык — русский:
vespro:
Русский, вполне.
[Русский] родной.
[Платное ли обучение] каюсь, не спросила.
ТАКОГО все-таки я еще не видела. Он ручку держал как незнакомый предмет.
Дитя держало ручку так, как я держала бы инопланетный объект.
∎
Запись эта собрала около 2 тысяч комментариев — люди делятся острыми впечатлениями от переписчиков, да и не только. Я собрал комментарии по нескольким темам.
Первое любопытное явление, которое стоит заметить — люди забыли номера месяцев.
sangria_s:
Наша тоже все месяцы на пальцах считала.
adiaphora22:
не казус-статистика
видимо,со счетом до 12-не справляется большинство переписчиков.меня тоже переспросили: сентябрь-это восьмой месяц? отвечаю. след вопрос:а август какой?
prischelech:
Он же не филолог,его учат деньги считать, а не писать:))
vespro:
То-то он у меня месяцы года по пальцам считал....
http://mika-taiyo.livejournal.com/479962.html:
Я озвучил дату своего рождения как "двенадцатое мая", она написала "12.", потом задумалась и вдруг стала считать вслух: "так, значит январь у нас первый, февраль второй, март третий..." - я это дело пресёк, сказав "пишите сразу 5!". Но потом на вопросе о языках наступил полный коллапс: начав писать слово "чешский", она смогла написать только "че", а далее растерянно уставилась на меня и пролепетала: "А как это пишется????"....
nokeo:
Месяца сам недавно только стал запоминать.
zloy_pryanik:
Помнится, по молодости лет меня совершенно очаровывала непринужденность старшего поколения, с которым, не задумываясь ни на секунду, они писали дату с РИМСКОЙ циферкой месяца. Видимо, такое же благоговейное впечатление мы будем производить на потомков с нашими арабскими циферками :)
∎
Множество любопытных примеров безграмотности.
kampiler:
гы, я своему переписчику тож указывал на ошибки.
правда русский он нормально написал, а вот Евгеньевич написал двум киндерам как Евгеневич, я предложил ему исправить - хотел исправить на Евгенявич ))
А жену записал как Вичеславовна, ппц.
Второй курс педагогического университета, историк будущий.
Оправдывался тем что они больше читают чем пишут...
vitaramm:
Из интервью режиссера Дмитрия Коробкина ("Ярослав. Тысячу лет назад"): "Готовясь к работе над фильмом, мы провели опрос среди школьников и студентов. И оказалось, что о Ярославе Мудром знают не больше десяти процентов. Давались совершенно экзотические ответы: основатель Киева, персонаж компьютерной игры, отец некоей Ярославны... В современных школах творится что-то невообразимое".
je_nny:
Кстати: на работе лаборантка писала "Ерославль"...
pero_arhangela:
ох. у меня тут встреча однокурсниц бывших была. пришло письмо: "кто собирается посЯтить день искусствоведа сообщите что будИте" без запятых, понятное дело.
кандидат наук она уже, по-моему.
mdp_v_spb:
моя переписчица застопорилась на слове "французский"
диктовала ей по буквам...
vespro:
У нас [в МГУ] дети в первом диктанте пишут "через чюр"…
dispetcher02:
…Приходит ко мне начальник, об 40 годах(у простолюдин - Председатель)даёт мне объяснительную, дабы я её отправил по факсу В ВЕРХ!!! Там есть такая фраза "... по чуствовафф...", ладно "не чувст...", а "...афф...".Я говорю: " Почему?", а потому, что "Немирофф", "Смирнофф".
morag_celtica:
В крупнейшей московской оптовой компании по поставке импортных товаров на сайте уже не студенты, а штатные контент-менеджеры делают такие же ошибки. Особенно запомнилось название товара с тремя ошибками сразу "Шнур коженный зеленный" (ошибки в описании товара даже не запомнишь, их там миллионы). Это известная крупная московская компания с русским персоналом.
varvarinamama:
дочке в саду дали выучить к празднику такие строчки:
Друг об друга бьются
Песенкой смеются.. (белочка говорит)
Очень хочу узнать - с какого языка и на какой они это перевели? Затра пойду спрашивать..
nymiiin:
работаю переписчиком, видел у других варианты вроде "токорь", "иркуцкая обл." и т.д… один был такой.
yuringa:
Ждала дочь у аудитории с консультации по физике при поступлении в уважаемый питерский универ. Дверь была открыта, и оттуда слышался убедительный голос очень пожилого физика: ну если вы медалисты, вы же должны хоть что-нибудь знать
goldenrosen:
Так значит, что "мой"переписчик записал мое отчество как ВЕчеславовна - это полная ерунда по сравнению с Вашим мальчиком
marik_radevich:
Ну хорошо, вот Вам другой пример: несколько лет назад, 19-летняя я, на первой работе в учебном заведении, быстро и качественно сделала задание, получаю похвалы от коллег и на слова "Ты хорошо знаешь русский язык" отвечаю: "Ну, у меня случаются ошибки, иногда думаю-думаю как слово пишется и приходится смотреть в словаре... Вот, например, проблема со словом катастрофа - бывает, долго вспоминаю правописание". Присутствующая при происходящем дама - учительница истории с ну очень большим стажем и одновременно администратор - заявляет безапелляционным тоном: "Марина, тебе не стыдно?! Это же очень просто - пишется "катОстрофа"!".
belg_chivogello:
…у меня девочка переписчица сделала всего одну ошибку: написала "французкий".
anastgal:
работала когда-то на телеграфе, принимала телеграммы у студентов - приходилось править ошибки, потому что за передачу с ошибками - штраф и поди докажи проверяющему, что ошибки не твои, а отправителя...
самая любимая телеграмма - я её часто цитирую, поэтому не могу позабыть: "Мама у миня всё харашо. Деплом нормально. Скоро буду инжинер. Решил остатся сдесь."
prostak52:
- …А вы,сынки, с какого курса будете?
- С третьего. Место рождения жены?
- Минск.
- Записываем:БССР.
-БССР?
- Нам так сказали.
- То есть, Белорусская советская социалистическая республика?
- Нам так сказали.
dpilikin:
…неожиданно встречаю крупный баннер «Клуб Элитных ПутешеВствий», вывешенный свежеоткрывшейся турфирмой. От оторопи перед этой крупно заявленной безграмотностью, смело толкаю стеклянную дверь и захожу внутрь. Офис находится в заглубленном первом этаже, поэтому каждый входящий оказывается на лестничном балкончике с которого открывается вид на девушку – менеджера и бугристого охранника в черном костюме. С этого самого балкончика, воздев руку к небу я гневно провозглашаю: «Ребята! У вас проблемы!». Охранник дергается и рука его тянется к подмышке. И тут я понимаю, что выразил свой гнев не совсем грамотным образом :)
slon_pestrii:
Я вот в прошлой переписи участвовала… была у меня история с точностью до наоборот: один дяденька пытался меня убедить, что писать надо нАябрь, т.к. его ЕЩЕ В ШКОЛЕ научили, что в названии месяцев буква О есть только в Октябре. Плюнула, написала нАябрь.
isa4asi:
Только что, на телеканале "Доверие", в передаче про артрит: "...она пока не может без обезбаливающих препаратов..."
u_janny:
Мою национальность переписчик записал как "РУСКА"
andrey_larin:
У меня знакомый, окончивший в 2000-х с серебряной медалью школу, писал название своей улицы как "Совецкая".
brendichka:
Нормально. Я знаю кандидата филологических наук из СПбГУ, который путает "так же" с "также" - и это самое мягкое проявление его "грамотности". Вершиной является слово "эпОтаж". Кандидат. Филологических. СПбГУ.
irinat_o:
В заявлении, в графе "место работы" читаю: президентское кадеЦкое училище, зав. учебным отделом..... А туда очень большой конкурс был для педагогов, как никак первое и единственное президентское кадетское училище....
Хотя чему удивляться, в аннотации к учебнику русского языка за 2 класс ("Гармония") написано: "учебник предназначен для развития коммуникативности" и т.д и т.п, а "грамотность" указана последней...
yuringa:
Допросила с пристрастием дочь, 3 курс. Место переписки - спальник Питера… К сожалению, подтвердилось: русский также западает в тандеме с географией. Дочь настучала, что видела у коллег) ошибки, типа "резанская" и Чилябинск. ВУЗ технический.
janiscooper:
Сегодня товарищ заходил, рассказывал как барышня-переписчица не могла отчество "Юрьевич" написать. Выходило то "Юривич", "Юревич", то почему-то "Юриьвич"
i_aga_5:
Недавно мой муж перешел на новую работу. Там у него в подчиненных оказался 20-летний механик, не умеющий ни писать, ни читать :(((. Я поинтересовалась, не из гастарбайтеров ли парень? Нет, русский, детство, говорит, тяжелое было. А руками работать может, в технике рзбиратся, вроде. Я мужу говорю, мол, научишь его грамоте — он тебе всю жизнь благодарен будет. "Некогда учить, — отвечает, — там работать надо, а не буквы учить".
— Ну так он тебе какую-нибудь линию угробит, перепутав кнопки "Стоп" и "Пуск".
— Нет, это он не путает, по цвету различает…
http://prejbog.livejournal.com/15297.html:
Графа национальность. Я решила не травмировать неокрепшую психику (с) переписчика и сказала, русская. Мама врать не любит. Итог: Латыжка
∎
Конечно, считают, что как ни пиши — все хорошо. Химера литературного языка, как мне уже обясняли, должна быть уничтожена.
lanss:
самое печальное не то, что сейчас таких большинство, а то, что они считают это - нормальным. "а какая разница?"
lyovkins:
Я тоже студент 2 курса, то пишу по грамотней... Папик оценки,аттестат и ЕГЭ не покупал... Честно, сказать, я удивлен...Чтобы в универ поступить необходимо было сдать 4 экзамена... Хотя по поводу русского я не удивлен... ЕГЭ по русскому языку не показательно, тем более когда для зачета надо было набрать 21 балл из 100... Система нужна чтобы контролировать потоки в универ, проф. училища и армию итд. Я думаю все знают, что мин. баллы устанавливают уже после сдачи того или иного экзамена...
∎
Химера арифметики отправляется следом:
werwombat:
Четверокурсник не знающий как разделить 6/13 на 26/11 в Вашу копилку не нужен случайно?)
alkos:
Имхо, многого хотите. Из гуманитариев - единицы справятся
kamchatka210:
когда в университете читаешь объяснительные записки таких "гениев", просто возникает невольный вопрос - школы еще существуют? В них чему-то учат? Про математику вообще молчу! Дроби - это же ... зверство просить посчитать. Когда наш зав.каф. устроил 1 курсу устный экзамен по информатике (по форме письменный, конечно, но рассказать нужно было в итоге устно) - студенты сказали, что это первый в их жизни устный экзамен. Жалкое зрелище!
∎
Грамотные люди пока еще встречаются, но, видимо, как исключение.
lrico:
вот прямо только что закрыла дверь за юношей. все грамотно записывал, я подглядывала. только обращался ко мне на "ты"("ты сколько детей родила?")…
m_regenbogen:
к нам грамотные приходили и как-то не верилось, что может быть иначе
ezevika:
В защиту переписчиков - у нас был очень хороший мальчик. И не в трениках, в нормальной одежде.
cant_be:
Ну зачем же все видеть в таких мрачных тонах?
Мой старший сын во втором классе. Преподают там русский язык очень даже неплохо. К сожалению, учебник стал намного тоньше, чем те, по которым училась я, например. Но учитель старается донести до детей как можно больше. Во всяком случае, мне так кажется. У них даже пресловутые "словарные слова и "словарный диктант" наблюдаются=)
vespro:
У меня много ОЧЕНЬ хороших студентов, и молодежи я много хорошей вижу, но система работает, ИМХО, именно на воспитание идиотов.
∎
Любопытный анализ: ненужное усложнение.
elena_samokha:
Очень внимательно прочитала все комменты. Поскольку безграмотность молодого поколения меня уже давно возмущает, иногда пытаюсь разобраться в чем причина. То, что нынешние дети разучились читать нормальные книги - конечно, причина. Но когда в книге, "источнике знаний", на каждом шагу встречаются ляпы, элементарные ошибки и описки, источник знаний служит плохую службу.
Вспомните, как в старых, советских ещё, книгах встречался в конце маленький стикер: на стр.... строка... замечена опечатка. Следует читать....". Уж на этот стикер поневоле обращалось внимание, и все откладывалось в голове, ага, там - неправильно.
Вы сейчас встречаете такое? Я - нет. Да и в составе редакционной коллегии издательств нечасто нахожу даже упоминание о том, что есть такой специалист как корректор. Они вымерли, ушли в подполье, а, может, просто сошли с ума от бессилия.
Второе: ради интереса, пожалуйста, поднимите учебники русского языка старой школы. Любое правило настолько легко преподносилось, что не понять его - нужно было быть идиотом.
Возьмите современный учебник русского языка начальной школы. Я со второй странице ушла приглаживать вставшие дыбом волосы. Понятно, что нынешние дети более развиты. Но зачем на простейшем уроке, когда преподается написание суффиксов -ек и -ик, столько воды, ненужных понятий, от которых дети забывают собственно тему урока?
Чтобы меня не обвинили в голословности - привожу цитату из открытого урока русского языка во 2-м (детям - 7-8 лет!), наверное, уважаемого учителя:
"VI. Закрепление нового материала. Первичное закрепление.
1. Проговаривание способа решения в громкой речи
- Еще раз прочитайте внимательно правило в учебнике. "Свернем" его в инструкцию, алгоритм – предписание наших действий. (с опорой на учеб. с.112)
Дети с учителем составляют алгоритм написания суффиксов -ек, -ик и записывают его на доске и в тетрадях.
Алгоритм правописания гласных в суффиксах -ек, -ик
Выделяю корень, если [ик] - ?
Изменяю форму слова (нет, много)
Если [и] > -ик.
Если [-] > -ек.
Рассматривание примеров с.112 – 113." ну и т.д... Прямо не учебник для 2-го класса, а лекция в колледже: алгоритм, инструкция, предписание. Дети ЭТО усвоят? Уверена, что их головешки просто выкинут из головы непонятные слова.
Источник - http://festival.1september.ru/articles/413310/
Для сравнения - сайт со старыми учебниками русского языка во 2-м классе - http://oldskola1.narod.ru/Ru2.htm
∎
Исчезновение навыков устного счета.
israeltanin:
Не только у вас...
Лишили меня как-то раз прав на месяц (в Израиле). Точнее на 30 дней. 2-го числа я их отдал. А пришел за ними 4-го следующего месяца. Так офицер полиции(!) открыл календарь и стал, загибая пальцы, считать прошло ли уже 30 дней!
midnike:
Твин, а ты не замечал, что навыки именно УСТНОГО счёта у нас тоже гораздо хуже, чем у поколения наших отцов? Лично мой отец до сих пор ухитряется держать в голове нехилую таблицу квадратов и квадратных корней, синусы-косинусы и т.д. для углов кратных десяти ну и много чего другого. В своё время он меня просто убил, за несколько секунд посчитав в уме (не "прикинув", а именно посчитав) вес груды стального уголка для забора :) Я знаю все необходимые формулы, но почитать это в уме не могу, а ты?
В детстве, помню, он меня учил специальным мнемоническим техникам, позволяющим, например, умножать и делить многозначные числа... И при этом он просто грамотный инженер, а вовсе не какой-нибудь уникум с выдающимися математическими способностями -- просто их УЧИЛИ этим самым техникам. Учили эффективно использовать свою память. Нас этому уже не учили. Про следующие поколения и говорить нечего.
Ну а кроме того, в их время это имело значение -- калькуляторов тогда не было, а логарифмическую линейку, арифмометр или счёты в кармане не особо потаскаешь :) То есть кроме того, что их научили, им приходилось этим ещё и постоянно пользоваться... А потом появились калькуляторы, и эти навыки просто потеряли актуальность, и даже если им обучать -- они всё равно забудутся за ненадобностью. Зато появились другие вещи, требующие других навыков. Вот за сколько ты наберёшь СМСку из пары десятков символов? А за сколько нынешний тинейджер? Этот пример, конечно, шутка, но в каждой шутке :)
В Средние века любой мало-мальски образованный человек был просто обязан уметь держать в голове огромные куски текстов, от Библии до античных авторов. С появлением книгопечатания и удешевлением книг -- этот тоже потеряло актуальность. По этому поводу ты тоже будешь стенать о регрессе человечества? :)
elvit:
Пожалуй, согласна. Я, если надо посчитать, сразу лезу за телефоном и даже не пытаюсь что-то там изображать, а моя маман на рынке за несколько секунд - пока тетенька взвешивает какие-нибудь помидоры, которые на половинки не разрежешь - успевает в уме все прикинуть, скорректировать и на лету ловит обсчет на 2-3 рубля.
∎
Еще дикарей:
http://tata-akivis.livejournal.com/36409.html
http://ibigdan.livejournal.com/7343558.html
Тут многие видят злой умысел, мол, Фурсенко ставит себе целью вырастить поколение идиотов. Не думаю, чтобы цель такая была. Обычная глупость и недальновидность — есть, но не заговор. К тому же, замени сейчас все министерство образования на белых и пушистых — и ничего, скорее всего, не изменится. Все катится туда, куда оно катится, и изменить направление этого движения простой сменой министров не выйдет. Грамотность есть часть культуры, а культура в постиндустриальном потребительском обществе — хобби немногих, удовольствие дорогое, и отнюдь притом не необходимое. Все, что не преобразуется непосредственно в потребительский товар, commodity, в таком обществе обречено. Впрочем, и сама подобная структура ценностей тоже не вечна. Неизвестно, кто здесь кого переживет.
В связи с чем вспомнил одно свое эссе, посвященное борцам с химерой литературного языка, на которое несколько раз случалось в последнее время ссылаться.
Кого не убеждает, объясню пользу от нормы проще: «шыколат» можно написать, самое меньшее, двумя десятками способов. Соответственно, гугол с яндексом при поиске шыколата в Сети делаются бесполезны — если уж торгуете шыколатом, то выгоднее писать его единообразно. Именно выгоднее.
И еще вспомнил недавно прочитанную запись в журнале
http://vespro.livejournal.com/725772.html
…Мою национальность переписчик записал как "РУСКА".
Когда я указала ему на то, что в этом слове есть еще две буквы, он растерялся. Узнав, как пишется слово "РУССКАЯ", он покраснел, и сказал, что надо бы везде исправить.
Потом он спросил, каким по счету является месяц май, ибо там ему надо было написать день рождения мужа - не букоффкаме, а цыферькаме.
Когда в рубрике про известные мне языки он написал "ОНГЛ.ЯЗ", я всерьез заинтересовалась, и попросила записать, что знаю еще и то, что он определил как "итОлянский".
Тут я и начала расспрашивать.
СТУДЕНТ, дамы и господа.
ВТОРОЙ КУРС.
Академия Бизнеса (Это примерное название, он мне и точное название сказал, но я не хочу мальчика позорить).
ЕГЭ сдавал. Как минимум - по русскому.
Фурсенка, как родную тебя спрашиваю - ТЫ ДОВОЛЬНА?!
∎
Уточнения самой vespro в комментариях: юноша родился в России, родной язык — русский:
Русский, вполне.
[Русский] родной.
[Платное ли обучение] каюсь, не спросила.
ТАКОГО все-таки я еще не видела. Он ручку держал как незнакомый предмет.
Дитя держало ручку так, как я держала бы инопланетный объект.
∎
Запись эта собрала около 2 тысяч комментариев — люди делятся острыми впечатлениями от переписчиков, да и не только. Я собрал комментарии по нескольким темам.
Первое любопытное явление, которое стоит заметить — люди забыли номера месяцев.
Наша тоже все месяцы на пальцах считала.
не казус-статистика
видимо,со счетом до 12-не справляется большинство переписчиков.меня тоже переспросили: сентябрь-это восьмой месяц? отвечаю. след вопрос:а август какой?
Он же не филолог,его учат деньги считать, а не писать:))
То-то он у меня месяцы года по пальцам считал....
http://mika-taiyo.livejournal.com/479962.html:
Я озвучил дату своего рождения как "двенадцатое мая", она написала "12.", потом задумалась и вдруг стала считать вслух: "так, значит январь у нас первый, февраль второй, март третий..." - я это дело пресёк, сказав "пишите сразу 5!". Но потом на вопросе о языках наступил полный коллапс: начав писать слово "чешский", она смогла написать только "че", а далее растерянно уставилась на меня и пролепетала: "А как это пишется????"....
Месяца сам недавно только стал запоминать.
Помнится, по молодости лет меня совершенно очаровывала непринужденность старшего поколения, с которым, не задумываясь ни на секунду, они писали дату с РИМСКОЙ циферкой месяца. Видимо, такое же благоговейное впечатление мы будем производить на потомков с нашими арабскими циферками :)
∎
Множество любопытных примеров безграмотности.
гы, я своему переписчику тож указывал на ошибки.
правда русский он нормально написал, а вот Евгеньевич написал двум киндерам как Евгеневич, я предложил ему исправить - хотел исправить на Евгенявич ))
А жену записал как Вичеславовна, ппц.
Второй курс педагогического университета, историк будущий.
Оправдывался тем что они больше читают чем пишут...
Из интервью режиссера Дмитрия Коробкина ("Ярослав. Тысячу лет назад"): "Готовясь к работе над фильмом, мы провели опрос среди школьников и студентов. И оказалось, что о Ярославе Мудром знают не больше десяти процентов. Давались совершенно экзотические ответы: основатель Киева, персонаж компьютерной игры, отец некоей Ярославны... В современных школах творится что-то невообразимое".
Кстати: на работе лаборантка писала "Ерославль"...
ох. у меня тут встреча однокурсниц бывших была. пришло письмо: "кто собирается посЯтить день искусствоведа сообщите что будИте" без запятых, понятное дело.
кандидат наук она уже, по-моему.
моя переписчица застопорилась на слове "французский"
диктовала ей по буквам...
У нас [в МГУ] дети в первом диктанте пишут "через чюр"…
…Приходит ко мне начальник, об 40 годах(у простолюдин - Председатель)даёт мне объяснительную, дабы я её отправил по факсу В ВЕРХ!!! Там есть такая фраза "... по чуствовафф...", ладно "не чувст...", а "...афф...".Я говорю: " Почему?", а потому, что "Немирофф", "Смирнофф".
В крупнейшей московской оптовой компании по поставке импортных товаров на сайте уже не студенты, а штатные контент-менеджеры делают такие же ошибки. Особенно запомнилось название товара с тремя ошибками сразу "Шнур коженный зеленный" (ошибки в описании товара даже не запомнишь, их там миллионы). Это известная крупная московская компания с русским персоналом.
дочке в саду дали выучить к празднику такие строчки:
Друг об друга бьются
Песенкой смеются.. (белочка говорит)
Очень хочу узнать - с какого языка и на какой они это перевели? Затра пойду спрашивать..
работаю переписчиком, видел у других варианты вроде "токорь", "иркуцкая обл." и т.д… один был такой.
Ждала дочь у аудитории с консультации по физике при поступлении в уважаемый питерский универ. Дверь была открыта, и оттуда слышался убедительный голос очень пожилого физика: ну если вы медалисты, вы же должны хоть что-нибудь знать
Так значит, что "мой"переписчик записал мое отчество как ВЕчеславовна - это полная ерунда по сравнению с Вашим мальчиком
Ну хорошо, вот Вам другой пример: несколько лет назад, 19-летняя я, на первой работе в учебном заведении, быстро и качественно сделала задание, получаю похвалы от коллег и на слова "Ты хорошо знаешь русский язык" отвечаю: "Ну, у меня случаются ошибки, иногда думаю-думаю как слово пишется и приходится смотреть в словаре... Вот, например, проблема со словом катастрофа - бывает, долго вспоминаю правописание". Присутствующая при происходящем дама - учительница истории с ну очень большим стажем и одновременно администратор - заявляет безапелляционным тоном: "Марина, тебе не стыдно?! Это же очень просто - пишется "катОстрофа"!".
…у меня девочка переписчица сделала всего одну ошибку: написала "французкий".
работала когда-то на телеграфе, принимала телеграммы у студентов - приходилось править ошибки, потому что за передачу с ошибками - штраф и поди докажи проверяющему, что ошибки не твои, а отправителя...
самая любимая телеграмма - я её часто цитирую, поэтому не могу позабыть: "Мама у миня всё харашо. Деплом нормально. Скоро буду инжинер. Решил остатся сдесь."
- …А вы,сынки, с какого курса будете?
- С третьего. Место рождения жены?
- Минск.
- Записываем:БССР.
-БССР?
- Нам так сказали.
- То есть, Белорусская советская социалистическая республика?
- Нам так сказали.
…неожиданно встречаю крупный баннер «Клуб Элитных ПутешеВствий», вывешенный свежеоткрывшейся турфирмой. От оторопи перед этой крупно заявленной безграмотностью, смело толкаю стеклянную дверь и захожу внутрь. Офис находится в заглубленном первом этаже, поэтому каждый входящий оказывается на лестничном балкончике с которого открывается вид на девушку – менеджера и бугристого охранника в черном костюме. С этого самого балкончика, воздев руку к небу я гневно провозглашаю: «Ребята! У вас проблемы!». Охранник дергается и рука его тянется к подмышке. И тут я понимаю, что выразил свой гнев не совсем грамотным образом :)
Я вот в прошлой переписи участвовала… была у меня история с точностью до наоборот: один дяденька пытался меня убедить, что писать надо нАябрь, т.к. его ЕЩЕ В ШКОЛЕ научили, что в названии месяцев буква О есть только в Октябре. Плюнула, написала нАябрь.
Только что, на телеканале "Доверие", в передаче про артрит: "...она пока не может без обезбаливающих препаратов..."
Мою национальность переписчик записал как "РУСКА"
У меня знакомый, окончивший в 2000-х с серебряной медалью школу, писал название своей улицы как "Совецкая".
Нормально. Я знаю кандидата филологических наук из СПбГУ, который путает "так же" с "также" - и это самое мягкое проявление его "грамотности". Вершиной является слово "эпОтаж". Кандидат. Филологических. СПбГУ.
В заявлении, в графе "место работы" читаю: президентское кадеЦкое училище, зав. учебным отделом..... А туда очень большой конкурс был для педагогов, как никак первое и единственное президентское кадетское училище....
Хотя чему удивляться, в аннотации к учебнику русского языка за 2 класс ("Гармония") написано: "учебник предназначен для развития коммуникативности" и т.д и т.п, а "грамотность" указана последней...
Допросила с пристрастием дочь, 3 курс. Место переписки - спальник Питера… К сожалению, подтвердилось: русский также западает в тандеме с географией. Дочь настучала, что видела у коллег) ошибки, типа "резанская" и Чилябинск. ВУЗ технический.
Сегодня товарищ заходил, рассказывал как барышня-переписчица не могла отчество "Юрьевич" написать. Выходило то "Юривич", "Юревич", то почему-то "Юриьвич"
Недавно мой муж перешел на новую работу. Там у него в подчиненных оказался 20-летний механик, не умеющий ни писать, ни читать :(((. Я поинтересовалась, не из гастарбайтеров ли парень? Нет, русский, детство, говорит, тяжелое было. А руками работать может, в технике рзбиратся, вроде. Я мужу говорю, мол, научишь его грамоте — он тебе всю жизнь благодарен будет. "Некогда учить, — отвечает, — там работать надо, а не буквы учить".
— Ну так он тебе какую-нибудь линию угробит, перепутав кнопки "Стоп" и "Пуск".
— Нет, это он не путает, по цвету различает…
http://prejbog.livejournal.com/15297.html:
Графа национальность. Я решила не травмировать неокрепшую психику (с) переписчика и сказала, русская. Мама врать не любит. Итог: Латыжка
∎
Конечно, считают, что как ни пиши — все хорошо. Химера литературного языка, как мне уже обясняли, должна быть уничтожена.
самое печальное не то, что сейчас таких большинство, а то, что они считают это - нормальным. "а какая разница?"
Я тоже студент 2 курса, то пишу по грамотней... Папик оценки,аттестат и ЕГЭ не покупал... Честно, сказать, я удивлен...Чтобы в универ поступить необходимо было сдать 4 экзамена... Хотя по поводу русского я не удивлен... ЕГЭ по русскому языку не показательно, тем более когда для зачета надо было набрать 21 балл из 100... Система нужна чтобы контролировать потоки в универ, проф. училища и армию итд. Я думаю все знают, что мин. баллы устанавливают уже после сдачи того или иного экзамена...
∎
Химера арифметики отправляется следом:
Четверокурсник не знающий как разделить 6/13 на 26/11 в Вашу копилку не нужен случайно?)
Имхо, многого хотите. Из гуманитариев - единицы справятся
когда в университете читаешь объяснительные записки таких "гениев", просто возникает невольный вопрос - школы еще существуют? В них чему-то учат? Про математику вообще молчу! Дроби - это же ... зверство просить посчитать. Когда наш зав.каф. устроил 1 курсу устный экзамен по информатике (по форме письменный, конечно, но рассказать нужно было в итоге устно) - студенты сказали, что это первый в их жизни устный экзамен. Жалкое зрелище!
∎
Грамотные люди пока еще встречаются, но, видимо, как исключение.
вот прямо только что закрыла дверь за юношей. все грамотно записывал, я подглядывала. только обращался ко мне на "ты"("ты сколько детей родила?")…
к нам грамотные приходили и как-то не верилось, что может быть иначе
В защиту переписчиков - у нас был очень хороший мальчик. И не в трениках, в нормальной одежде.
Ну зачем же все видеть в таких мрачных тонах?
Мой старший сын во втором классе. Преподают там русский язык очень даже неплохо. К сожалению, учебник стал намного тоньше, чем те, по которым училась я, например. Но учитель старается донести до детей как можно больше. Во всяком случае, мне так кажется. У них даже пресловутые "словарные слова и "словарный диктант" наблюдаются=)
У меня много ОЧЕНЬ хороших студентов, и молодежи я много хорошей вижу, но система работает, ИМХО, именно на воспитание идиотов.
∎
Любопытный анализ: ненужное усложнение.
Очень внимательно прочитала все комменты. Поскольку безграмотность молодого поколения меня уже давно возмущает, иногда пытаюсь разобраться в чем причина. То, что нынешние дети разучились читать нормальные книги - конечно, причина. Но когда в книге, "источнике знаний", на каждом шагу встречаются ляпы, элементарные ошибки и описки, источник знаний служит плохую службу.
Вспомните, как в старых, советских ещё, книгах встречался в конце маленький стикер: на стр.... строка... замечена опечатка. Следует читать....". Уж на этот стикер поневоле обращалось внимание, и все откладывалось в голове, ага, там - неправильно.
Вы сейчас встречаете такое? Я - нет. Да и в составе редакционной коллегии издательств нечасто нахожу даже упоминание о том, что есть такой специалист как корректор. Они вымерли, ушли в подполье, а, может, просто сошли с ума от бессилия.
Второе: ради интереса, пожалуйста, поднимите учебники русского языка старой школы. Любое правило настолько легко преподносилось, что не понять его - нужно было быть идиотом.
Возьмите современный учебник русского языка начальной школы. Я со второй странице ушла приглаживать вставшие дыбом волосы. Понятно, что нынешние дети более развиты. Но зачем на простейшем уроке, когда преподается написание суффиксов -ек и -ик, столько воды, ненужных понятий, от которых дети забывают собственно тему урока?
Чтобы меня не обвинили в голословности - привожу цитату из открытого урока русского языка во 2-м (детям - 7-8 лет!), наверное, уважаемого учителя:
"VI. Закрепление нового материала. Первичное закрепление.
1. Проговаривание способа решения в громкой речи
- Еще раз прочитайте внимательно правило в учебнике. "Свернем" его в инструкцию, алгоритм – предписание наших действий. (с опорой на учеб. с.112)
Дети с учителем составляют алгоритм написания суффиксов -ек, -ик и записывают его на доске и в тетрадях.
Алгоритм правописания гласных в суффиксах -ек, -ик
Выделяю корень, если [ик] - ?
Изменяю форму слова (нет, много)
Если [и] > -ик.
Если [-] > -ек.
Рассматривание примеров с.112 – 113." ну и т.д... Прямо не учебник для 2-го класса, а лекция в колледже: алгоритм, инструкция, предписание. Дети ЭТО усвоят? Уверена, что их головешки просто выкинут из головы непонятные слова.
Источник - http://festival.1september.ru/articles/413310/
Для сравнения - сайт со старыми учебниками русского языка во 2-м классе - http://oldskola1.narod.ru/Ru2.htm
∎
Исчезновение навыков устного счета.
Не только у вас...
Лишили меня как-то раз прав на месяц (в Израиле). Точнее на 30 дней. 2-го числа я их отдал. А пришел за ними 4-го следующего месяца. Так офицер полиции(!) открыл календарь и стал, загибая пальцы, считать прошло ли уже 30 дней!
Твин, а ты не замечал, что навыки именно УСТНОГО счёта у нас тоже гораздо хуже, чем у поколения наших отцов? Лично мой отец до сих пор ухитряется держать в голове нехилую таблицу квадратов и квадратных корней, синусы-косинусы и т.д. для углов кратных десяти ну и много чего другого. В своё время он меня просто убил, за несколько секунд посчитав в уме (не "прикинув", а именно посчитав) вес груды стального уголка для забора :) Я знаю все необходимые формулы, но почитать это в уме не могу, а ты?
В детстве, помню, он меня учил специальным мнемоническим техникам, позволяющим, например, умножать и делить многозначные числа... И при этом он просто грамотный инженер, а вовсе не какой-нибудь уникум с выдающимися математическими способностями -- просто их УЧИЛИ этим самым техникам. Учили эффективно использовать свою память. Нас этому уже не учили. Про следующие поколения и говорить нечего.
Ну а кроме того, в их время это имело значение -- калькуляторов тогда не было, а логарифмическую линейку, арифмометр или счёты в кармане не особо потаскаешь :) То есть кроме того, что их научили, им приходилось этим ещё и постоянно пользоваться... А потом появились калькуляторы, и эти навыки просто потеряли актуальность, и даже если им обучать -- они всё равно забудутся за ненадобностью. Зато появились другие вещи, требующие других навыков. Вот за сколько ты наберёшь СМСку из пары десятков символов? А за сколько нынешний тинейджер? Этот пример, конечно, шутка, но в каждой шутке :)
В Средние века любой мало-мальски образованный человек был просто обязан уметь держать в голове огромные куски текстов, от Библии до античных авторов. С появлением книгопечатания и удешевлением книг -- этот тоже потеряло актуальность. По этому поводу ты тоже будешь стенать о регрессе человечества? :)
Пожалуй, согласна. Я, если надо посчитать, сразу лезу за телефоном и даже не пытаюсь что-то там изображать, а моя маман на рынке за несколько секунд - пока тетенька взвешивает какие-нибудь помидоры, которые на половинки не разрежешь - успевает в уме все прикинуть, скорректировать и на лету ловит обсчет на 2-3 рубля.
∎
Еще дикарей:
http://tata-akivis.livejournal.com/36409.html
http://ibigdan.livejournal.com/7343558.html
Тут многие видят злой умысел, мол, Фурсенко ставит себе целью вырастить поколение идиотов. Не думаю, чтобы цель такая была. Обычная глупость и недальновидность — есть, но не заговор. К тому же, замени сейчас все министерство образования на белых и пушистых — и ничего, скорее всего, не изменится. Все катится туда, куда оно катится, и изменить направление этого движения простой сменой министров не выйдет. Грамотность есть часть культуры, а культура в постиндустриальном потребительском обществе — хобби немногих, удовольствие дорогое, и отнюдь притом не необходимое. Все, что не преобразуется непосредственно в потребительский товар, commodity, в таком обществе обречено. Впрочем, и сама подобная структура ценностей тоже не вечна. Неизвестно, кто здесь кого переживет.
(no subject)
2010-11-23 10:58 (UTC)(no subject)
2010-11-23 23:01 (UTC)(no subject)
2010-11-23 11:06 (UTC)(no subject)
2010-11-23 15:04 (UTC)(no subject)
2010-11-23 11:09 (UTC)Не понимал, долго, почему слово "опасность" пишется без "т"
(что было бы логично, если бы в слове "пастух" "т" было бы частью корня,
но нет, "спаси и упаси" указывают, что это такой глагольный суффикс).
А "сумасшедший" я, до недавнего времени писал без "с", посколку так слышится,
и лишь совсем недавно обратил внимание на то, как слово пишется на самом деле ...
(no subject)
2010-11-23 11:20 (UTC)(no subject)
Posted by(no subject)
Posted by(no subject)
Posted by(no subject)
Posted by(no subject)
Posted byГранды за андатру
2010-11-23 11:30 (UTC)Стенд платный: под стеклом, с замочком, есть фирма, его обслуживающая. Муниципалитет учредил подобные стенды в рамках борьбы за эстетику, чтобы на подъезды и заборы бумажек не клеили. Но, видно, орфография в понятие эстетики у этих борцов не входит.
А летом была серия рекламок рекламного агентства про девочку Аню: сначала Аня читала на школьных утренниках свои стихи, а потом получила президентский "гранд". Должно быть, агентство утвердилось на рынке - не их ли работы "андатровая" шуба?
(no subject)
2010-11-23 15:18 (UTC)Орфография в понятие эстетики не входит, нет. Эстетика — это то, зачем можно замочек повесить и денежку собирать. О чем я и говорил…
Платон мне, конечно, друг...
Posted byRe: Платон мне, конечно, друг...
Posted byRe: Платон мне, конечно, друг...
Posted by(no subject)
2010-11-23 11:55 (UTC)(no subject)
2010-11-23 15:25 (UTC)(no subject)
Posted by(no subject)
Posted by(no subject)
Posted by(no subject)
Posted by(no subject)
2010-11-23 12:43 (UTC)(no subject)
2010-11-23 15:29 (UTC)(no subject)
Posted by(no subject)
Posted by(no subject)
Posted by(no subject)
2010-11-23 13:07 (UTC)(no subject)
2010-11-23 15:31 (UTC)(no subject)
2010-11-23 13:28 (UTC)(no subject)
2010-11-23 15:32 (UTC)(no subject)
Posted by(no subject)
2010-11-23 14:36 (UTC)и эти десять процентов, небось, думают что Ярослава называли Мудрым при жизни
может иногда лучше знать, что ничего не знаешь?
(no subject)
2010-11-23 15:56 (UTC)Читали у Шмаракова о другом, правда, Ярославе, Осмомысле? http://roman-shmarakov.livejournal.com/46542.html
(no subject)
2010-11-23 16:19 (UTC)(no subject)
2010-11-23 22:21 (UTC)(no subject)
Posted by(no subject)
Posted by(no subject)
Posted by(no subject)
Posted by(no subject)
Posted by(no subject)
2010-11-23 18:24 (UTC)Любопытно -- я тоже не помню не все номера месяцев. У меня в голове есть "опорные" (январь, февраль, март, май, сентябрь, декабрь), а остальные я каждый раз считаю от ближайшего опорного. Нет, не на пальцах, в уме. ;-)
P.S. Истории я тоже не знаю (не знаю, кто такой Ярослав Мудрый), но тут приходится честно признать: я неграмотный, мне стыдно. :-( Но вот сказать, что я не знаю счёта до двенадцати или календарных систем, язык как-то не поворачивается. Здесь что-то другое.
... Я есть изголодный организм, требующий к себе питания ...
(no subject)
2010-11-23 19:20 (UTC)Одно "не" лишнее. Недавно наконец-то узнал правильное название для таких опечаток: "заредактировал фразу". До появления текстовых редакторов были распространены значительно меньше. ;-)
... Sola lingua bona est lingua mortua ...
(no subject)
Posted by(no subject)
2010-11-23 18:52 (UTC)(no subject)
2010-11-23 23:02 (UTC)Как-то шаг за шагом паззл складывается в очень нехорош
2010-11-23 20:22 (UTC)(no subject)
2010-11-23 21:52 (UTC)Грамотно никогда не умел писать (хотя, конечно не на столько), помогает спеллчекер. Но вот слитно-раздельно -- сложно. Кстати, не понимаю, почему спеллчекер не помогает всем упомянутым рекламщикам и прочим. Или они от руки пишут объявления?
С архитекторами и Килиманджаро я бы считал относительные частоты -- относительно нормы. Слово "архитектор" гораздо популярнее, если 1% делает ошибку, это всё равно будет больше, чем всех Килимаджаров вместе взятых. Или вы так и делали?
(no subject)
2010-11-23 23:07 (UTC)От чего рекламщики пишут объявления, я представления не имею. Кроме упомянутого в комментариях «бюро путешевствий», у Экслера была недавно «парихмахерская».
БеСграмАтнАсть
2010-11-23 22:14 (UTC)(no subject)
2010-11-23 22:37 (UTC)(no subject)
2010-11-23 22:43 (UTC)Для проверки написания существуют спелчекеры.
(no subject)
2010-11-23 23:07 (UTC)(no subject)
Posted by(no subject)
2010-11-24 05:18 (UTC)(no subject)
2010-11-24 08:19 (UTC)(no subject)
2010-11-24 08:33 (UTC)Пикассо, Эдисон, Фарадей и Леонардо в современной школ
2010-11-24 10:08 (UTC)(no subject)
2010-11-27 20:21 (UTC)Есть популярные слова - архитектор (2 млн.), а есть более редкие - Килиманджаро (всего 393 тыс.).
142 ошибких "орхитектора" - это 0,000071 часть, а 230 "калиманжаро" - 0,000585 , что на порядок выше.
И мне это кажется естественным - у популярных слов частота ошибок меньше.