fregimus: (Default)
[personal profile] fregimus
[livejournal.com profile] fratello_lew пишет (только пока не заглядывайте — там может оказаться разгадка):

venari lavari ludere ridere occest vivere - это надпись на доске для настольной древнеримской игры felix sex, на которую я наткнулась сейчас, подбирая латинские надписи для школы.

Вот я подумал: а что, если не заглядывая в гуголы, попробовать угадать, что это за игра? felix sex означает не то, что вы подумали, а «счастливые шесть». Слов тоже шесть, и шесть букв в каждом слове:

V E N A R I
L A V A R I
L V D E R E
R I D E R E
O C C E S T
V I V E R E


Больше я ничего не знаю; не знаю даже, дошли ли до нашего времени правила игры. Давайте их разгадаывать. Известно, что римляне знали игральные кости с 6, 10 и 20 гранями. Слова, кроме occest, означают, по порядку, «охотиться», «мыться», «играть», «смеяться», «жить», а occest вообще ничего не означает — возможно, придумано, чтобы в словах и буквах была какая-то система. Пока это все, что я могу сообразить. Ваш ход. Только, чур, не подглядывать!

Доб. occest = hoc или hocce est, как мне многократно заметили в комментариях. Тем не менее, кажется преднамеренным искажением.

Доб. Различных букв — 13. Частотность букв:

{{"a", 3}, {"c", 2}, {"d", 2}, {"e", 8}, {"i", 4}, {"l", 2},
{"n", 1}, {"o", 1}, {"r", 6}, {"s", 1}, {"t", 1}, {"v", 5}}

(no subject)

2011-01-15 14:37 (UTC)
Posted by [identity profile] stoshagownozad.livejournal.com
бросая кости, "ходить" в определенном порядке по квадрату, пока первым не составишь шесть любых других осмысленных слов?

(no subject)

2011-01-16 05:13 (UTC)
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
Возможно.

(no subject)

2011-01-15 14:41 (UTC)
Posted by [identity profile] vaniloquidorus.livejournal.com
occest - это, по-моему, hoc est так записано

(no subject)

2011-01-16 00:36 (UTC)
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
Да, точно. Но это ведь специально так.

(no subject)

2011-01-15 14:50 (UTC)
Posted by [identity profile] andrei-koval.livejournal.com
Именно, тоже хотел сказать: это hocce est, в "народном варианте".

(no subject)

2011-01-16 00:39 (UTC)
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
Но это ведь неспроста так!

(no subject)

2011-01-15 15:07 (UTC)
Posted by [identity profile] sizif73.livejournal.com
Возможно надпись на доске чисто декоративная, а игра что-то вроде "камень-ножницы-бумага" - кто выкидывает старшее значение в паре - тот выиграл. На гранях кубика не числа, если мне склероз не изменяет, а слова кратко написаны.
Статья лет тридцать назад была в ТМ - "Бросок боевой тессеры".

(no subject)

2011-01-16 05:12 (UTC)
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
Будет обидно, если надпись не имеет к игре никакого отношения.

А как могла бы выглядеть доска для игры «камень, ножницы, бумага»?

(no subject)

2011-01-16 13:59 (UTC)
Posted by [identity profile] sizif73.livejournal.com
Доска - нет. Надписи в моей версии просто напоминание кратких обозначений на гранях кубика. А "камень - бумага - имел ввиду, что не так, что имеется самое старшее, и самое младшее, и те что между ними, а для каждой грани есть старшие и младшие. Правда не готов представить правила такой игры для более чем двух игроков.
Как вариант, буква на котрой остановилась кость тоже добавляет что нибудь к значению.

(no subject)

2011-01-16 16:21 (UTC)
Posted by [identity profile] sizif73.livejournal.com
UPD "Секрет боевой тессеры" "Техника - молодежи" 8/90
По теме - пара абзацев с описаниями кубиков, по играм ничего.

(no subject)

2011-01-15 15:34 (UTC)
Posted by [identity profile] asherin.livejournal.com
Перевожу так:
"Кино, вино и домино - другого в жизни не дано."

(no subject)

2011-01-16 05:11 (UTC)
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
Точно.

(no subject)

2011-01-15 15:37 (UTC)
Posted by [identity profile] levkonoe.livejournal.com
Наука умеет много гитик?

(no subject)

2011-01-16 00:42 (UTC)
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
Да, надо подсчитать число разных букв.

(no subject)

2011-01-15 15:41 (UTC)
Posted by [identity profile] kachur-donald.livejournal.com
была какая-то схожая игра про пахаря Арепу... и там нужно было идти по доске так, как ходит пахарь.
только подробностей не помню, равно как и источника информации.
апд. воспользовалась искалками. SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS совсем из другой оперы, хоть и квадратный.
Edited 2011-01-15 15:49 (UTC)

(no subject)

2011-01-16 00:38 (UTC)
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
sator — это просто квадрат, который читается и слева направо, и сверху вниз. На настольная игра.

(no subject)

2011-01-15 15:44 (UTC)
Posted by [identity profile] fiviol.livejournal.com
По диагонали, параллельной "большаку", читается слово "RADIO". Это явно итальянская провокация в пользу Маркони.:)

(no subject)

2011-01-15 16:31 (UTC)
Posted by [identity profile] spamsink.livejournal.com
Думаю, что просто ходили фишками по доске по определенному маршруту в зависимости от количества выпавших очков, и буква, на которой остановилось, означала, что нужно делать (типа chutes and ladders). Проигрывал тот, кто первым "умирал", т.е. добирался до конца слова vivere.

(no subject)

2011-01-16 07:40 (UTC)
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
Вполне вероянто. Но какие могут быть правила? И почему occest?

(no subject)

2011-01-16 13:10 (UTC)
Posted by [identity profile] stoshagownozad.livejournal.com
а чтобы осмысленная фраза получалась. если бы там было вместо "мыться", скажем, "купаться" - то получалось бы, что "охотиться, купаться, смеяться, играть - вот это жизнь". правила вдруг такие же, как в "эрудите"? но вряд ли. да и количество осмысленных слов ограничено по одной-то фразе. то есть, либо фразы должны быть разные все время, либо буквы просто служат клетками для игры какой-нибудь типа шашек или рэндзю. В рэндзю на таком поле уже, наверное, можно играть хотя обычное поле там 13х13

(no subject)

2011-01-17 20:07 (UTC)
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
Можно «мыться», можно «купаться» перевести, так что фраза осмысленная.

Да, это точно насчет поиска слов — слова быстро иссякнут. Буквы-поля — почти наверняка. Что на полях делают буквы? Ваш вариант — буквы просто так, некая игра на поле 6×6 — тоже, конечно, возможен, но хотелось бы исследовать и варианты, где буквы нужны. Разных букв, если U и V объединить, 12 — тоже кратно 6. Тип поля? но 12 много. Разве только кидали 12-гранную кость… Здесь можно придумать уже несколько игр.

Давайте еще в другом каком-нибудь другом направлении подумаем?

(no subject)

2011-01-21 13:55 (UTC)
Posted by [identity profile] stoshagownozad.livejournal.com
О! А буквы кодируют поступки. согласно частотности. О! это ФАНТЫ!!!!! попадают на них согласно выпавшим очкам по правилу перемещения фишек... а кто попал на самую частотную букву, делает что-нить простое (тоже, возможно, из списка.. а ктому не повезло попасть на букву с миинмальной частотой, делает уж что-нить совсем невообразимое :))))
А?

(no subject)

2011-01-15 18:33 (UTC)
Posted by [identity profile] klausnick.livejournal.com
Если читать по диагонали слева сверху вниз, то получится vadese и luder.

(no subject)

2011-01-15 21:43 (UTC)
Posted by [identity profile] bahamut-juice.livejournal.com
не выдержал и погуглил.

(no subject)

2011-01-16 15:13 (UTC)
Posted by [identity profile] iad.livejournal.com
Маленькое замечание к добавлению о частотности букв: если надпись выполнена в древности, не надо различать «u» и «v».

(no subject)

2011-01-16 18:25 (UTC)
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
Ой. Я почему-то был уверен, что U здесь нет!

(no subject)

2011-01-22 16:43 (UTC)
Posted by [identity profile] ijona-tihaja.livejournal.com
А вы сами так и не погуглили?

(no subject)

2011-01-22 18:25 (UTC)
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
Я не хотел. Мне там, откуда я это принес, на мой комментарий с просьбой молчать и не подсказывать хозяйка журнала детально объяснила, зачем буквы. Видимо, пожалела, чтоб не мучился.

А вообще я и не собирался искать, я бы лучше поотгадывал еще. А вот прямо так тянет подглядеть ответ? Многих, я слышал, тянет, — ответ в конце задачника так и шепчет: подгляди меня! ну подгляди! — а меня вот никогда к нему не тянуло. Но, мне кажется, большинству людей хочется подглядеть ответ досрочно, нет?

(no subject)

2011-01-24 21:07 (UTC)
Posted by [identity profile] ijona-tihaja.livejournal.com
Меня тянет подлгядывать, когда я вижу, что исчерпала свои возможности. В данном случае можно было бы и побольше подумать, но я поняла, что условия задачи недостаточны для ее решения и получается не отгадывание, а фантазии. В противном случае отгадывала бы до последнего!

Большинство людей тянет... Но опять же, я подозреваю, тянет и том, в чем они не сильны. А где есть вера в себя, есть и азарт)