fregimus: (Default)
[personal profile] fregimus
Сколько, в пересчете на часы труда, требовалось потратить людям разных эпох для того, чтобы наиболее экономичным способом произвести 1000 люмен-час видимого света для освещения? Для сравнения, силу света в 1000 люмен дает обычная современная вакуумная лампа накаливания мощностью 75 ватт.



У. Нордхаус, экономист из Йейла, исследовал этот вопрос очень глубоко[1]. Для статьи он не только собирал опубликованные данные, но и сам проводил эксперименты там, где готовых данных не оказывалось. Результат, в голых цифрах, получается такой.

Житель палеолита, освещавший пещеры древесным костром, должен был потратить 56 часов труда на час освещения, эквивалентного 75-ваттной лампочки. С изобретением фитильной лампы (40 тыс. лет назад) показатель снижается до 50 часов. В Вавилоне, где для освещения жгли кунжутное масло, требовался 41 час работы на создание такого же уровня освещенности.

В европейские темные века масляная лампа, исправно служившая человечеству 40000 лет, была… благополучно забыта, и для освещения вновь стали использоваться палеолитические лучины из хвойного дерева. Данных по необходимым для освещения трудозатратам я не увидел.

В конце XVIII — начале XIX в. самым выгодным источником света была сальная свеча, стоившая 5 с половиной трудочасов на 1 клм­·ч. Появившаяся в начале XIX в. газовая лампа сперва была роскошью: цена 1 клм­·ч равнялась 7,5 трудочасам. К концу века, с появлением калильной лампы и развитием газовой инфраструктуры, цена снизилась в 100 раз — до 0,08 — ко времени Шерлока Холмса, освещавшего гостиную, как мы помним, газовым рожком, а к началу XX в. — до 0,012 часа (0,7 минуты). Итого, за 100 лет с момента появления газовый свет стал дешевле в 700 раз.

А в наше время самым дешевым способом освещения является флюоресцентная лампа дневного света: американцу для производства 1 клм­·ч требуется работать 0,00012 часа, или… 0,4 секунды!

___________________________
1. Nordhaus, WD. Do Real-Output and Real-Wage Measures Capture Reality? in: Bresnahan TF, Gordon RJ, Eds. The Economics of New Goods, Chicago : U. of Chicago Pr., 1997, pp. 29-70.
Tags:

(no subject)

2011-03-11 20:18 (UTC)
Posted by [identity profile] airiswolf.livejournal.com
Познавательно, спасибо :)

(no subject)

2011-03-11 20:21 (UTC)
Posted by [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
каким образом сотая часть часа - семь минут?

(no subject)

2011-03-11 23:00 (UTC)
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
Ай. Ну… это такие маленькие английские минуты.

(no subject)

2011-03-11 20:27 (UTC)
Posted by [identity profile] andrei-koval.livejournal.com
Он освещал пещеры древесным костром?

(no subject)

2011-03-11 23:04 (UTC)
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
Нет? А чем? Что-то меня переклинивает. Или костер всегда бывает только древесным?
(deleted comment)

(no subject)

2011-03-11 23:05 (UTC)
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
Да, мехорошо получилось.

(no subject)

2011-03-11 23:40 (UTC)
Posted by [identity profile] http://users.livejournal.com/_aristeo/
Что-то у автора статьи с датировками не так. Неолит начался 12-8 тыс. лет назад, но уж никак не 40.

(no subject)

2011-03-12 00:06 (UTC)
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
Возможно, это я виноват. Он называет это neolithic lamp, но не говорит о том, что она была придумана в неолите. Это устоявшееся название?

(no subject)

2011-03-12 07:56 (UTC)
Posted by [identity profile] http://users.livejournal.com/_aristeo/
Он, видимо, имеет в виду глиняную плошку с отверстием для фитиля - в неё наливали масло, и фитиль медленно сгорал, пропитанный им. Довольно распространённая штука на протяжении всей древности - ещё в Риме нашей эры находят изящные образчики таких ламп.

римская лампа

Изготовлять их могли начать не ранее начала неолита - ведь именно изготовление керамики и производящее хозяйство есть тот рубеж, который отделяет неолит от мезолита. Впервые этот процесс начался на Ближнем Востоке около 12000 лет назад, ну, а потом перешёл и в другие регионы.

(no subject)

2011-03-12 08:21 (UTC)
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
Он говорит о более чем 200 найденных лампах, датируемых палеолитом, вплоть до 40 tya. Видимо, это не керамика, а выдолбленная в камне плошка, вроде той, что на фотографии в записи. Там он употребляет слово «палеолит», а в таблице источников света «неолитическая лампа» датируется тоже от 40 до не помню, кажется, 8 tya. Похоже, он их объединил — видимо, как источник света они сравнимы, — а я проморгал и отодвинул неолит, не задумавшись.
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
Да, пожалуй. У над пока светодиодные лампы еще не прижились — я их даже живьем не видел. А у вас там уже?
Posted by [identity profile] captainl.livejournal.com
Да, и довольно много. В брелках, зажигалках, мобилках, флешках, отдельными лампами, светящимися лентами. Сами лампы дорогие, но потребляют next to nothing. И срок жизни большой.
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
Само собой, в брелоках-фонариках светодиоды, все ж из одного Китая… Я имел в виду освещение квартир и улиц. Фонарики, как сами понимаете, погоды не делают.

Доб. http://en.wikipedia.org/wiki/LED_lamp#Pioneering_mass_use. Правда, я не знаю, где находится Окономовок. И никто не знает… Надеюсь, в ближайшие годы технология наберет обороты. Лампам накаливания давно уже место на исторической свалке.
Edited 2011-03-13 05:37 (UTC)

(no subject)

2011-03-12 04:51 (UTC)
Posted by [identity profile] absentis.livejournal.com
Скажем решительное НЕТ очернению темных веков! Ну и что из того, что они забыли лампы и перешли на лучины? Зато они научились измерять время по сгоранию этих лучин! (поскольку забыли о существовании солнечных часов)

(no subject)

2011-03-12 09:02 (UTC)
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
Да. В смысле, нет!

(no subject)

2011-03-12 08:22 (UTC)
Posted by [identity profile] alex-mashin.livejournal.com
Неужто в средневековой Европе и лампад не было?

(no subject)

2011-03-12 09:01 (UTC)
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
As Europe declined into the Dark Ages, there was a clear deterioration in lighting technology, with lighting returning into the Paleolithic open saucer that performed more poorly than the wicked Roman lamp. Van Benesch (1909) describes the medieval peasant's practice of burning pine splinters. (p. 33)

(no subject)

2011-07-18 05:49 (UTC)
Posted by [identity profile] asug.livejournal.com
всего лишь "medieval peasant's practice"... ;) Автор находится во власти общих мифов о Средних веках.
Например " Lighting was by rushlights or candles, of wax or tallow (melted animal fat), impaled on vertical spikes or an iron candlestick with a tripod base, or held in a loop, or supported on wall brackets or iron candelabra. Oil lamps in bowl form on a stand, or suspended in a ring, provided better illumination, and flares sometimes hung from iron rings in the wall." http://www.castlewales.com/life.html. Ну и многая литература на бумажном носителе.

(no subject)

2011-03-16 18:16 (UTC)
Posted by [identity profile] http://users.livejournal.com/_blackdog/
То есть, если двое с лишним суток без сна рубить-таскать дрова, а потом сжечь их за час, то получится 75 ваттная лампочка? Автор костер когда-нибудь видел?

(no subject)

2011-03-16 21:11 (UTC)
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
Не совсем так: я понимаю, что речь идет о доле GDP на человека, в число которых входят старики и младенцы. Человеко-часы труда уходят не только на топливо, а еще на содержание неработающих и другие общественные расходы.

Не знаю, видел автор костер или нет. Попробуйте уточнить у него сами.

(no subject)

2011-04-08 07:19 (UTC)
Posted by [identity profile] myvj.livejournal.com
прикольная статья, но! как же бесит математическая безграмотность.
Ну что за бред писать для 1827 года цифру 7.938, с точностью до тысячных часа!!