fregimus: (suicide)
[personal profile] fregimus
Андрей Архангельский. Никто не работает. «Взгляд», 4 августа 2008 г. С благодарностью [livejournal.com profile] captainlу за ссылку. Можно прочитать целиком, хорошая статья.
…работа сегодня перестала занимать важное место во внутренней жизни человека – хотя бы он был занят ею с утра до вечера. Эта ситуация еще будет иметь грандиозные и печальные последствия.

Лев Толстой в статье «В чём моя вера» писал, что работа есть естественное и самое здоровое состояние человека… Человеку, чтобы жить долго, чтобы быть здоровым, считал Толстой, очень важно делать не просто дело – но хорошее, по душе дело.

В современных литературе и кино работа совершенно потеряла свою этическую, идеалистическую составляющую. Горение, желание, сверхусилие – слова не из нашего лексикона.

Сегодня работа в сознании меньшинства есть высокооплачиваемая каторга, в сознании большинства – низкооплачиваемая каторга. Культ работы, культ создающего, созидающего человека исчез из искусства и жизни. Работа стала фоном жизни, а в массовом искусстве - фоном для любовных и криминальных интриг.

Виновата в первую очередь не работа – а отношение к ней человека. В середине 90-х русский человек почему-то внушил себе, что большие деньги заменят и радость труда, и полноту жизни. А также внушил себе, что работа и не должна приносить радость – радость должны приносить деньги. В этом и была ключевая ошибка.

Отсутствие радости – бытия, полноты жизни, в том числе и радости труда – нельзя заменить ничем; выяснилось, что в том числе и деньгами.

Наш человек в очередной раз недооценил себя: он решил, что «за такие деньги» можно наступить на себя, устранить себя как личность – то есть он попросту «выключал» себя на постылой работе. Но от такого предательства человеческая психика очень быстро дала сбой: нельзя треть жизни выключать себя. Нельзя треть жизни жить ожиданием пятницы…

Социальное удовлетворение организма (которое и дает работа) оказалось не менее важным для человека, чем потребность в еде, комфорте, достатке. Ощущение твоей нужности в этой жизни, важности, не-случайности, которое может давать только работа, оказалось не восполненным ни потреблением, ни «личной жизнью».

Сплошная «неработица» в современном массовом искусстве – всего лишь отражение нашего отношения к понятию «работа» в жизни: я не знаю, кому и зачем нужна моя работа, я не вижу в ней никакого смысла, мало того – я даже презираю мою работу; но поскольку деньги можно зарабатывать только на такой работе – я готов терпеть. Я готов умирать как личность, не существовать эти 9, 10, 12, 24 часа – а потом вспоминать всё это как страшный сон.

Очень быстро выяснилось, что, кроме страшного сна, и вспомнить-то нечего.

Никто не сказал людям, что еще в работе должна быть – радость.

Глупые, смешные люди.
А вот самоцитата из меня, любимого:
О своей работе больше не пишут. Отношение к работе больше всего напомнило мне отношение, прошу прощения за анатомический экскурс, отношение к отправлению на низ. Это приходится делать всем. С тем, что приходится это делать, все смирились. Это потерянное для жизни время, но, увы, этого никто не избежит. Это не обсуждают. Если это делать нерегулярно, через какое-то время наступит расплата. Иногда этот интимный процесс упоминается вскользь — в полуразговорной речи: «сижу я как-то на работе и читаю интернет». Все как «сижу я в кабинете задумчивости и журнал листаю». Согласитесь, «отдавать себя работе» в подобной метафоре звучало бы, по меньшей мере, странно.
Даже не знаю, что добавить. Давайте промолчу.

(no subject)

2008-08-09 08:33 (UTC)
Posted by [identity profile] alverena.livejournal.com
Мне кажется, это несправедливые обвинения. Всё, что поменялось, -- это политика государства. Массмедиа больше не обязывают рассказывать, что "работать -- это звучит гордо". А люди как и раньше в большинстве своём работать не хотели, так и сейчас не хотят. А те, кто хотят, не пишут про работу из-за ужесточения политики конфиденциальности. (Я, например, подписывала документ, где обязывалась не разглашать всё, что только можно, включая рабочий график. =) Плюс благодаря интернету мир стал тесен. Непродуманное высказывание может сильно неприятно аукнуться -- блогосфера уже была свидетелем нескольких таких скандалов на профессиональной почве. Неудивительно, что люди опасаются без острой необходимости писать о работе.

(no subject)

2008-08-09 08:46 (UTC)
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
Вы же сами понимаете, что конфиденциальность рабочего графика — нелепость, и удовлетворить этому требованию неразглашения нельзя. Даже если человек живет один, его видят регулярно идущим на работу соседи и т. д. Обязательство не сообщать домочадцам, уходя на работу, во сколько начинается эта самая работа? Приходя с работы, не говорить, во сколько она закончилась? Мне кажется, что эти «строгости» просто часть общей системы унижения. При приеме на работу предлагают еще, простите меня, в баночку пописать. Ну и так далее. Почему-то ведь и компании создают ту самую обстановку отвращения, делают все, чтобы работающий ненавидел то место, где работает. На Западе такого нет, как явления — бывает, конечно, но скорее исключение. Вот интересно, зачем так?

Люди опасаются писать о работе — то есть они ее обожают, но как бы такая секретная любовь, о которой и сказать никому нельзя? Не верю. Обязательство не говорить ничего, чтобы не наговорили гадостей. От сотрудника ожидают, что он будет говорить о работе именно плохое. Почему так стало? Как Вы думаете?

(no subject)

2008-08-09 09:39 (UTC)
Posted by [identity profile] alverena.livejournal.com
А теперь примите во внимание, что график работы моей компании сообщит любая справочная. Т.е. по сути столь строгие правила -- не чья-то причуда, а чья-то недоработка.
Вот так и получается -- одна недоработка тут, другая там... Это мелочи, которые попадаются везде и всюду, в любой компании найдутся какие-то свои дыры. Стоит добавить сюда и простую человеческую склонность быть недовольным "политикой партии", и то, что чужие "проколы" гораздо заметнее, чем свои. Да и любят люди сгустить краски, просто чтоб их пожалели.
В итоге, человек может наговорить гадостей даже искренне любя свою работу. И пусть это будет одно негативное заявление на стоню позитивных, по закону подлости натуры человечкской обратят внимание именно на него.

Я, кстати, вовсе не утвреждаю, что все любят свою работу. Многие, по-моему, к ней просто равнодушны. Я вот только не считаю, что раньше что-то было по-другому.

Обязательство не говорить ничего существует не только из опасения получить негативный отзыв. Ведь можно выдать вполне определённые корпоративные секреты. Скажем, человек бухгалтер. Что ему рассказать про свою работу, не называя никаких цифр и чтоб никаким образом не намекнуть на определённые операции? Достаточно сложная задача, не находите? А если человек работает в продажах? Вероятно, он не может рассказать про стратегию компании, про планы, не может рассказать про забавные случаи на работе -- а вдруг какой-то клиент прочитает и воспримет слишком близко к сердцу. Как видите, выбор тем не так уж и велик.

Кстати, я слежу за Вашим журналом некоторое время, но никаких определённых выводов про Вашу сферу деятельности сделать не могу. Почему Вы не рассказываете больше про свою работу?

(no subject)

2008-08-09 09:19 (UTC)
Posted by [identity profile] ninaofterdingen.livejournal.com
Отчуждение труда возникло при капитализме и расцвело в индустриальном обществе. Ещё раньше люди работать хотели, и отголоски этого отношения дожили до наших дней хотя бы в официальной риторике. Те же феминистки настаивают на праве женщины самореализоваться на работе, это не менее важная составляющая дискурса, чем пресловутая финансовая независимость. Я это к тому, что перемены есть, но начались они гораздо раньше, чем кажется, и корни их лежат намного глубже. Согласна с тем, что правила конфиденциальности тут ни при чем.

(no subject)

2008-08-09 10:02 (UTC)
Posted by [identity profile] alverena.livejournal.com
Естественно, что люди хотели работать. Альтернативой была смерть от голода. Но любили ли они свою работу -- это большой вопрос. Как-то, кроме отдельных личностей вроде г-на Толстого, никто из тех, кто мог обеспечить себе безбедное существования другими сопсобами, не особо рвался браться за плуг. Да и было бы Вам сильно интересно гнуть спину на плантациях с утра до вечера? Сколько людей работало ради самой работы -- не ради пропитания, не ради положения в обществе (как те же феминистки), а именно из любви к работе?

Хочу напомнить, что официальная риторика -- это сомнительное доказательство. То, что морально, не всегда любимо. Лучше подумайте, разве основные религии описывают Рай как место, где человек сможет работать с утра до вечера? Или же всё-таки в описании больше намёков на то, что на Небесах будет царить вечное безделье? Так какие делаем выводы?

(no subject)

2008-08-09 10:15 (UTC)
Posted by [identity profile] ninaofterdingen.livejournal.com
Вы знаете, для меня "раньше" - это античность или Средние века на худой конец. Толстой, феминистки, негры на плантациях - это всё Новое и Новейшее время, 18-19 век, когда описаное отчуждение не то что только появилось, а уже и принесло плоды. Так что тут я с Вами охотно соглашусь, но эти примеры в мою копилку, потому что "раньше" дело действительно обстояло по-другому. Хотя бы "Георгики" Вергилия можно посмотреть, а им же подражали вплоть до Нового времени на всех европейских языках, причем ведь речь идёт о сельском хозяйстве, крестьянском труде. Что уж говорить о разного рода интеллектуальной деятельности, которая долгое время прямо отождествлялась со свободой, а не с каторгой.
Официальная риторика всегда запаздывает по сравнению с философией, она использует уже добытые и обработанные ценности, так что по ней можно понять, какие вещи считаются в обществе нормой, отсюда и моя ссылка.

Profile

fregimus: (Default)
fregimus

March 2014

S M T W T F S
       1
2 3456 78
910 1112 131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Most Popular Tags

Page generated 2026-01-06 17:59

Expand Cut Tags

No cut tags