fregimus: (oak)
[personal profile] fregimus
В книжке глубоко уважаемого и несомненного мозговедческого авторитета встретил такое разъяснение математического понятия множества: множество, мол, — набор различных объектов. Причем речь там шла о предельном множестве динамического аттрактора. Ну, и разговор об аттракторе на таком же уровне, само собой, хоть в теме изложения он и не принципиально важен. И вот подумалось — если б читал какого-нибудь буяна, из тех, что пишут, чтоб брызг побольше было (исключительно ради примера, Серля того же или Пенроуза), какой был бы повод книжку закрыть, закатить очи горе и сказать себе, что ну вот, опять, чего тут ждать еще.

Тут приходится себя заставлять, хоть, казалось бы, некая беспристрастность, без которой не обойтись все равно, если ищешь золотого песку в наносах, должна была бы уже войти в привычку. Не автора за руку победно ухватить, а себя. Ну, или в интернетах этих ваших — чем менее с человеком согласен, тем больше у него грамматических ошибок. Ну читать же невозможно. Дурака такого. Тьфу.

То есть, привычка есть, но знается, что придавлена ею собственная умственная необузданность, которую только отпусти! И здесь сразу дальше, вглубь если попытаться отрефлексировать — это ведь верхушка, то, что я о себе знаю. А есть еще подводная часть, та собственная глупость, которую не то, что глупостью не считаешь, а даже и не замечаешь. Даже, бывает, носом натыкают, а ты, вместо того, чтоб спасибо сказать — ну, сами знаете, что тут говорят. Потом, через годы, осознаешь, бывает. Бывает. А сколько не осознаешь? Во-от.

А еще ведь у людей политические взгляды бывают, пикейные жилеты из-под футболки выглядывают. Тут я не о себе. Упомянул раз об исключительно научных выводах Хомского в разговоре с коллегой-либертарьянцем. Ох, лучше б не упоминал…

А у вас как с умственной гигиеной дела обстоят? Поделитесь!

(no subject)

2012-09-24 03:59 (UTC)
Posted by [identity profile] v-pychick.livejournal.com
был бы ум, была бы гигиена :)

(no subject)

2012-09-24 06:03 (UTC)
Posted by [identity profile] justso123.livejournal.com
Постоянно напоминаю себе, что по-английски defensive - это скорее плохо, и если кто-то со мной не согласен, я не обязана отстаивать свою правоту. Иногда почти заставляю себя подумать: и такие люди бывают, и такая точка зрения тоже есть, и дождик за окном мне не нравится, но чем рычать и возмущаться, лучше взять зонтик.

(no subject)

2012-09-24 06:32 (UTC)
Posted by [identity profile] dimmik.livejournal.com
А напомните плиз какое правильное определение множества?

(no subject)

2012-09-24 06:40 (UTC)
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
Да шайтан его знает. Вот MathWorld говорит, “A set is a finite or infinite collection of objects in which order has no significance, and multiplicity is generally also ignored (unlike a list or multiset).” В общем, примерно так и есть, как он пишет — там только дьявол в мелких деталях.
Edited 2012-09-24 06:41 (UTC)

(no subject)

2012-09-24 06:43 (UTC)
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
Не знаю, как по-английски, а вот по-американски точно defensive плохо, offensive хорошо. Эх, это я так, о своем…

(no subject)

2012-09-24 07:03 (UTC)
Posted by [identity profile] klausnick.livejournal.com
Если мне кажется, что автор сделал ошибку, проверяю прежде всего самого себя, и часто оказывается, что это я имел неправильное мнение.

(no subject)

2012-09-24 07:11 (UTC)
spamsink: (Default)
Posted by [personal profile] spamsink
Множество обычно считается формально неопределяемым понятием, а всё, выдаваемое за определение, оказывается описательным размахиванием руками.

(no subject)

2012-09-24 07:33 (UTC)
Posted by [identity profile] aamonster.livejournal.com
А я вот не знаю, как понятно объяснить, что такое множество. Знаю только, что Бертран Расселл - зараза та ещё =)

(no subject)

2012-09-24 07:33 (UTC)
Posted by [identity profile] catta.livejournal.com
Не очень, но динамика скорее положительная. С тех пор как (несколько лет назад) я установила для себя правило "не продолжать интернет-спор, если он длится больше суток" постепенно дошло до "не продолжать спор со знакомым человеком дальше 10 комментариев, с незнакомым - дальше трех". Вообще, дело начинает идти на лад, как только научишься волевым усилием выходить из разговора, не оставляя за собой последнего слова. Тогда сразу как-то легчает. Проще становится идти в сторону "подумать", чем в сторону "составить мнение".

(no subject)

2012-09-24 07:35 (UTC)
Posted by [identity profile] janatem.livejournal.com
Так я вот тоже подумал, что «набор различных объектов» — вполне годное «определение» (разве что слово «набор» обычно применяют лишь к конечным множествам). Но вообще-то формально неопределяемые объекты в математике должны упоминаться в акисомах объемлющей теории и, таким образом, неявно определяться своими свойствами. То есть, например, ZFC является (неявным) определением множества.

(no subject)

2012-09-24 07:40 (UTC)
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
Спасибо. Я и 10 редко выдерживаю… У меня не вышло понятно спросить, наверное, — я, скорее, о научной и прочей умственной деятельности говорю. Начал ловить себя на том, что от автора уже чего-то ожидаю заранее, и невольно вчитываю свои ожидания, а это ведь неправильно. Я ж не затем книгу открыл, чтоб увидеть там только то, что ожидаю увидеть, — если только это не таблицы интегралов, конечно.

(no subject)

2012-09-24 07:41 (UTC)
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
Конечно ли множество всех чайников Рассела?

(no subject)

2012-09-24 07:44 (UTC)
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
Ну, мне кажется, что тут лучше было бы сказать, что предельное множество аттрактора — это такая запутанная линия, по которой он бегает, бегает, а убежать не может. Вполне хватило бы для общего рассуждения; множества он вообще зря потянул. Но я ведь не о том даже говорю. Такие ляпы, когда они у одного автора, вызывают умиление, а когда у другого — раздражение. Это есть плохо.

(no subject)

2012-09-24 07:45 (UTC)
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
Эх, не говорите, а был бы у меня — я б уже такого напридумывал, умищем-то!

(no subject)

2012-09-24 07:50 (UTC)
Posted by [identity profile] catta.livejournal.com
А, понятно. В научных вещах у меня скорее противоположные проблемы, я заранее считаю себя дебилоидом, что мешает критично оценивать чужие результаты и доводы. Предвзятость возникает, только если я железно знаю, что этот человек уже косячил и мне лично доверие к его словам дорого обошлось. Но таких экземпляров мало.
В прочих - я знаю свои слабые места и стараюсь вообще на эти темы с другими людьми не общаться, а для себя пытаться каждый раз делать поправку на свою исходную позицию, но это очень утомительно. Поэтому есть темы, которых я большую часть времени просто избегаю.

(no subject)

2012-09-24 08:30 (UTC)
Posted by [identity profile] aamonster.livejournal.com
(мрачно) Я даже не знаю, существует ли множество чайников Рассела. Или хотя бы класс.

(no subject)

2012-09-24 09:04 (UTC)
Posted by [identity profile] fat-crocodile.livejournal.com
Думал недавно похожую мысль, только не про науку, а про музыку.
Но там, конечно, менее важно.

детали без дьявола

2012-09-24 09:39 (UTC)
Posted by [identity profile] falcao.livejournal.com
Я считаю то толкование, о котором Вы сказали, вполне удовлетворительным. Да, тут можно сделать пару оговорок при необходимости (насчёт той же конечности), а можно и не делать. Вообще, понятие "множества" более чем ясное, и тут не надо ждать каких-то "подвохов". Я понимаю, что парадокс Рассела и всё такое, но это следствие "неаккуратности" мышления, и не более того.

(no subject)

2012-09-24 13:08 (UTC)
Posted by [identity profile] klausnick.livejournal.com
То есть, надо добавить слово "неупорядоченный"?

(no subject)

2012-09-24 20:55 (UTC)
Posted by [identity profile] zlyuk.livejournal.com
простите, кто "он" (который бегает)? аттрактор?

(no subject)

2012-09-25 03:54 (UTC)
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
Ну, он, этот, фазовый вектор системы. Так уж сказалось.

(no subject)

2012-09-25 04:01 (UTC)
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
Ну, я бы не стал нематематику объяснять, что аттрактор — это предельное множество, а множество — это совокупность сущностей, возможно, бесконечная, возможно, несчетная. Тут у него кипяченые могзи из ушей-то и закапают…

(no subject)

2012-09-25 04:02 (UTC)
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
В музыке не силен, к сожалению, не могу параллелей провести.
Posted by [identity profile] falcao.livejournal.com
Я такого подхода всё-таки не понимаю. Так можно сказать про что угодно. Типа, были раньше "шареги" и физические величины, а потом вдруг возьми да появись какие-то непонятные "волновые функции" и операторы в гильбертовом пространстве! Почему бы тогда не сказать, что пространство бывает только трёхмерное, а другого ничего мы не знаем -- чтобы народ не "волновать"? "Аффтаров" же "возмутительных" теорий отправить в ссылку в то самое "гильбертово" :)
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
Да я ж вообще не о том речь веду. Автор вот попытался рассказать про теорию хаоса и рассказал, как понимает. А понимает, судя по всему, очень поверхностно и неточно. Ничего более точного и не требовалось. Так вот, у одного в книге такие аляповатости вызывают умиление, а когда другой такие же допускает — раздражение булькает и пар из ушей рвется, у меня, во всяком случае. Вот, говорю, надо себя заставлять, чтоб не было такого.

(no subject)

2012-09-25 05:30 (UTC)
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
Да, это еще очень важный момент — понимать, когда все, что ты можешь, это внимать, раскрыв рот, а когда находишься на таком уровне, чтобы усомниться.

(no subject)

2012-09-25 05:31 (UTC)
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
Да нет, там все хуже и запутаннее.
Posted by [identity profile] zlyuk.livejournal.com
я к вам пристал не от неуместного педантизма. я хотел указать, что когда рассказываешь даже такие простые вещи в стиле научпоп, то очень сложно не слажать.
например, ваше определение предельного множества неточно. оно скорее определяет basin of attraction (если отбросить термин "линия"). неустойчивый круг (который можно топологически потом запутать как душе угодно) вполне отвечает вашему определению, а предельным множеством является разве что только для себя самого...

(no subject)

2012-09-25 10:36 (UTC)
Posted by [identity profile] fat-crocodile.livejournal.com
Я тоже не силён, к счастью, мысль (она во второй части) того не требовала.

Ну, про то, что есть группы/исполнители, которых я люблю, и я прощаю им гораздо больше, я не оцениваю их по неудачным местам, а скорее наоборот по удачным и т.п. В общем, подход к оценке ну никак нельзя назвать объективным. Ну и немножко дальше...

(no subject)

2012-09-25 11:12 (UTC)
Posted by [identity profile] ilanabendery.livejournal.com
В чём-нибудь научном и вообще логическом я не могу ошибки прощать или не прощать, потому что я их просто не вижу, нечем мне. Могу только принимать всё на веру, а если вывод не понравится — забить и на вывод, и на доказательства.
А вот с художественными произведениями так. Где-то вижу и запоминаю в первую очередь достоинства, где-то недостатки, и от моего отношения к авторы это зависит сильнее, чем от реального состояния дел.

(no subject)

2012-09-25 17:57 (UTC)
Posted by [identity profile] pffnzrpb.livejournal.com
Я последние несколько лет от мнений избавляюсь. Замечу, что у меня есть мнение по какому-то поводу, которое не понятно откула взялось, хлоп!, и пристукну.

И оффтоп. А чем вам так не нравится Пенроуз? Не первый раз замечаю у вас в журнале.

(no subject)

2013-04-12 13:40 (UTC)
Posted by [identity profile] riftman.livejournal.com
Зашёл спросить то же самое :)

(no subject)

2013-04-12 14:20 (UTC)
Posted by [identity profile] fregimus.livejournal.com
Пенроуз — вульгарный идеалист довольно примитивного толка, раздувший из себя знаменитость своими «теориями». Даже не знаю, что сказать. Ну, вот, например: http://fregimus.livejournal.com/8524.html

Profile

fregimus: (Default)
fregimus

March 2014

S M T W T F S
       1
2 3456 78
910 1112 131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Most Popular Tags

Page generated 2026-04-07 23:03

Expand Cut Tags

No cut tags