Сейчас я хочу обратить внимание на одну его статью, «Массовая культура и угроза рациональной науке», сокращенный русский перевод которой я неожиданно нашел по ссылке из «Википедии». В ней он говорит об удивительном феномене игнорирования и даже отторжения науки обществом. Мне хочется обратить ваше внимание на эту статью, потому что я часто слышу необоснованное совершенно мнение, будто этот феномен наблюдается только в России. Увы, нет; мне кажется, что, напротив, Россия продержалась дольше прочих культур. В точности такое же плачевное отношение к науке в обществе я наблюдаю воочию и на Западе.
Прочитайте эту статью. Ниже я приведу несколько цитат, но статья невелика и определнно стоит того, чтобы прочесть ее всю.
Я считаю, что в основе любой науки лежит именно это ощущение тайны. Мне кажется, любым настоящим ученым движет именно стремление разгадать поставленную природой загадку. Я имею в виду чувство, подобное ощущению благоговения и таинственности, возникающее у нас, когда мы сталкиваемся с такими трудно осознаваемыми вещами, как безграничность космоса, парадоксальная неизменность скорости света или эфемерность мельчайших частиц материи…
Много ли найдется сегодня людей, способных ощутить нечто подобное? Есть ли у нас телевизионные шоу, помогающие вызвать такие чувства? Что общего у рок-музыки или комиксов (при помощи которых науку пытаются сделать более "удобной" для восприятия) с всепоглощающим ощущением таинственности?..
…[в детстве] я хотел услышать нечто странное, поистине загадочное, с головой окунуться в тайну. Используя старое выражение, можно сказать, что это словно бы "наэлектризовывало" меня… Нынешние слащавые научно-популярные телепрограммы, конечно, только отвратили бы меня от науки, посмотри я их в детстве. Возможно, такое же печальное действие оказывают они и на современных детей, которых, как когда-то меня самого, завораживает тайна мироздания, которые предпочитают черно-белые диаграммы цветным глянцевым пособиям, способным лишь на поверхностное отображение научного феномена, но скрывающие и ретуширующие тайну науки.
Сегодня благоговейное отношение к науке встречается крайне редко. Современное общество, похоже, пропитано глубоким, бессознательным предубеждением против науки. В кино, на телевидении и в художественной литературе ученые представлены бессердечными, лишенными чувства юмора болванами, которые готовы скорее хладнокровно убивать, чем улыбаться; скорее писать заумные формулы, чем влюбляться. И, пожалуй, еще важнее формирующееся в последние годы пренебрежительное отношение к науке как к средству познания мира; обратная сторона такого отношения - поощрение всевозможных так называемых "тайн" (жизнь после смерти, вторжение пришельцев, телекинез, ясновидение, экстрасенсорные способности и т.п.).
…Создается впечатление, что общество избавилось, слава богу, от постылых оков и теперь непредвзятое отношение к реальности получило, наконец, доступ к широкой публике посредством всевозможных телепередач, статей и книг об НЛО, экстрасенсах и прочих паранормальных явлениях. Однако, по моему мнению, наибольшая опасность таится не в том, что все большее число детей и взрослых попадает под влияние зачастую совершенно бестолковых теорий о пришельцах и ясновидении, но в том, что вместе с этой информацией они усваивают также имплицитное сообщение о том, что наука скучна, лишена таинственности, консервативна, ограниченна и вообще является негативной силой в обществе. Это сообщение не эксплицируется, но молчаливо подразумевается — возможно, неосознанно. Однако именно это обстоятельство делает его еще более опасным.
У меня нет готовых решений. Я не знаю, как быстро и легко возместить урон, принесенный науке за последние несколько десятилетий. Я даже не понимаю, что послужило причиной такого радикального изменения отношения к рациональному знанию. Пока мне остается лишь с печалью наблюдать за происходящим и беспокоиться за будущее рационального научного подхода, оплакивая утрату благоговейного отношения к подлинной тайне, которым еще совсем недавно имело счастье обладать наше общество.
1. Hofstadter, Douglas. Gödel, Escher, Bach: The Eternal Braid. New York: Basic Books, 1999. Русский перевод: Хофштадтер, Дуглас. Гедель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда. Бахрах : М., 2001.
2. Hofstadter, Douglas. I Am a Strange Loop. New York: Basic Books, 2007. Рецензия Мартина Гарнера (по-англ., PDF)
Tags:
(no subject)
2008-09-22 16:23 (UTC)Я, собственно, никогда не против жить дружно. Если я что-то такое сказала, что заставляет в этом усомниться, прошу меня простить великодушно.
(no subject)
2008-09-22 16:25 (UTC)(no subject)
2008-09-22 17:04 (UTC)(no subject)
2008-09-23 01:36 (UTC)А если ребёнок пошёл в гуманитарный класс, имея выбор, то, наверное, ему это ближе?
(no subject)
2008-09-23 06:11 (UTC)Если ребёнок пошёл в гуманитарный класс, то странно требовать от него успехов в математике и странно говорить, что чем больше гуманитарных классов, тем больше профессиональных физиков мы получим на выходе, вот что я хочу сказать.
(no subject)
2008-09-22 16:31 (UTC)(no subject)
2008-09-22 17:10 (UTC)Никто же не предлагает воспитывать любовь к науке чтением справочников. О том-то и шла речь, чтобы подавать этот материал с элементом чуда, тайны, загадки, именно этот, о путешествиях на воздушном шаре или о путешествии к центру Земли, как у Жюль Верна. Теперь чудеса ищут не здесь, вы сами это подтверждаете своими словами.
(no subject)
2008-09-22 23:43 (UTC)"Никто же не предлагает воспитывать любовь к науке чтением справочников."
В довольно нежном возрасте я с интересом читал справочник по математике. Было очень интересно.
Это я к тому, что мотивация ученого происходит не от стремлению к чуду или к романтике, а от того, что заниматься наукой очень интересно - для небольшой части населения.
(no subject)
2008-09-23 06:26 (UTC)(no subject)
2008-09-23 07:17 (UTC)(no subject)
2008-09-23 01:39 (UTC)Чудеса -- совсем не главное в увлечении ребёнка чем-то. Это просто один из моментов. И, кстати, в том же "Властелине колец" это тоже совершенно не главное, там вообще совсем о другом идёт речь, не о чудесах.
(no subject)
2008-09-23 06:18 (UTC)(no subject)
2008-09-24 04:43 (UTC)И я не противопоставляю "скучную рациональность и увлекательное искусство". И то и другое бывает как скучное, так и нет. И наука состоит не только из рациональности.
Но вы правы, разговор действительно пошёл по кругу. Я чувствую, что те вещи, которые вам не нравятся, на самом деле ничему не мешают. Но вряд ли смогу вам это доказать.
(no subject)
2008-10-01 05:59 (UTC)Я не считаю чистой случайностью, что дети тех, кто играл в капитана Немо и полёты на Луну, построили пводводные лодки и полетели на Луну, но я и не считаю это причиной и следствием. Это два следствия одной причины или два признакак одного процесса. В этом смысле вы совершенно правы, эльфы технике не мешают, и восстановить интерес к науке борьбой с ролевыми играми невозможно. Но эти игры суть признак того, что интереса к науке нет, что и было замечено.
С чем я не могу согласиться, так это с тем, что увлечение наукой и интерес к ней в обществе за последние сто лет стали больше и сильнее, чем были во времена Жюль Верна. Не стали, это-то и печально.
(no subject)
2008-10-02 13:09 (UTC)Мне кажется, что "признак того, что интереса к науке нет" -- не наличие (1) игр в эльфов, а отсутствие (2) игр в полёты на Луну (ну или в то, что могло бы сейчас быть аналогом). Но мне не кажется, что наличие первого является причиной отсутствия второго. Это -- либо независимые процессы, либо (1) заполняет освободившуюся нишу, в которой раньше было в том числе и (2). А причина того, что (2) исчезает, -- совсем другие (более глобальные). Но это всё на уровне ощущений, обосновать я тут вряд ли что-то смогу.